Ранок автомобильных аккумуляторов на протяжении последних десятилетий сделал качественный скачок вперёд и продолжает эволюционировать ускоренными темпами. Вроде бы совсем недавно мы узнали о гелевых и AGM батареях, а сегодня на слуху новое поколение АКБ, произведённых с использованием технологии EFB.
Европейские автопроизводители уже начали активно использовать такие аккумуляторы, активируя потребительский спрос. Россия в этом плане немного запаздывает, но это – дело времени. Но насколько оптимистично будущее этой технологии? Давайте разбираться.
- Что собой представляет EFB аккумулятор
- Сфера применения
- Преимущества и недостатки
- Как правильно заряжать EFB аккумулятор
- Когда ставить АКБ на зарядку
- Подготовка к зарядке
- Выбор зарядного устройства
- Как правильно осуществлять зарядку EFB аккумулятора
- Зарядка постоянным током
- Зарядка постоянным напряжением
- В автоматическом режиме
Что собой представляет EFB аккумулятор
Непонятная аббревиатура расшифровывается как Enhanced Flooded Battery, что можно перевести как «улучшенная АКБ с жидким электролитом». В чём же состоит это улучшение?
Если не вдаваться в технические подробности, то технология EFB в современных аккумуляторных батареях предусматривает ряд особенностей, выделяющих их среди остальных сородичей. Пластины из традиционного свинца здесь используются более толстые, обладающие большей ёмкостью, ресурсом и увеличенной скоростью зарядки. Они заключены в оболочку из специальных микроволокон, в которую заливается электролит. Это позволяет уменьшить сульфатацию пластин и помогает избежать КЗ, продлевая срок службы батареи.
Перечислим особенности технологий, используемых в аккумуляторах ЕФБ:
- существенное увеличение массы свинца в пластинах по сравнению с классическими свинцово-кислотными АКБ;
- увеличение толщины пластин позволило втрое уменьшить количество необходимого электролита;
- положительные пластины окружены пористым пакетом, способным пропускать через поры электролит, но не дающий оседать на пластинах оксидам;
- уменьшение сульфатации электродов позволило сделать EFB аккумуляторы более устойчивыми к глубоким разрядам (им не страшны до полутора сотен таких ГР);
- применение свинца глубокой очистки позволило ускорить процедуру зарядки – АКБ будет заряжаться даже в пробке, если авто оснащено системой Start-Stop;
- использование вибростойких технологий при создании спайки пластин значительно уменьшает вероятность механического повреждения пластин;
- чтобы препятствовать потерям электролита, крышка EFB аккумулятора изготавливается по лабиринтной технологии, существенно (до 10 лет) увеличивая ресурс батареи;
- безопасность использования АКБ гарантирована наличием клапана сброса давления. При закипании электролита пар будет выходить наружу, снижая внутреннее давление и уменьшая риск взрыва, но уровень электролита при этом будет снижен.
В аккумуляторах AGM электролитическая жидкость заключена в стекловолоконный пакет, в котором она находится как бы в связанном состоянии. С другой стороны, тип аккумулятора EFB означает, что здесь конверт не стекловолоконный, а достаточно пористый – если пошевелить аккумулятор, то можно услышать, как плюхается электролит. Но пластины здесь толще, и завёрнуты они намного плотнее, а жидкости меньше, что позволило сократить время зарядки на 45%. Стоимость EFB батарей ниже, чем у AGM. Словом, отличие аккумулятора ЕФБ от других типов батарей можно сформулировать так: это нечто среднее между классическим свинцово-кислотным аккумулятором и AGM аналогом.
Сфера применения
Перечисленные выше особенности батарей ЕФБ и определили их изначальную целевую направленность: автомобили, оснащённые системой Старт-Стоп. Таких моделей много у европейских автопроизводителей. Обычная АКБ пасует в напряжённом городском режиме езды, разряжаясь в течение нескольких дней, а зимой – и за день. EFB батареи не боятся коротких поездок, поскольку заряжаются от генератора гораздо быстрее и эффективнее.
В последнее время такие аккумуляторы активно используются для питания катеров, гибридных авто и электрокаров, домов на колёсах.
Преимущества и недостатки
Итак, перечислим плюсы и минусы батарей, изготовленных по EFB технологии. Начнём с достоинств:
- высокая устойчивость к глубоким разрядам с возможностью восстановления ёмкости на 100%, то есть без потерь (другие типы батарей при таком исходе теряют часть заряда, иногда – весомую);
- переносимость широкого диапазона температур (в интервале -50 – +60°C);
- минимальные потери электролита на протяжении всего срока эксплуатации;
- более высокие показатели пускового тока (выше на 30-60% по сравнению с традиционными АКБ);
- высокая безопасность с точки зрения испарения электролита;
- способность выдерживать большее количество циклов разряд/заряд;
- повышен номинал тока холодной прокрутки, что позволяет не бояться сильных морозов.
Но есть и минусы:
- главный недостаток – высокая стоимость таких батарей, которая для многих перевешивает все описанные преимущества;
- EFB-батареи нельзя устанавливать на машины с функцией рекуперации энергии торможения;
- по сравнению с AGM-аккумуляторами мощность меньше при других равных характеристиках.
Как правильно заряжать EFB аккумулятор
Особых требований по сравнению с традиционными батареями здесь нет.
Когда ставить АКБ на зарядку
Хотя глубокого разряда этот тип батарей не боится, перезаряд для него вреден, как и постоянная езда в недозаряженном состоянии. Поэтому важно периодически отслеживать состояние аккумулятора, например, с помощью мультиметра.
Процедура несложная: переключаем прибор в режим измерения уровня потенциалов (напряжения) и подключаем провода к клеммам батареи. Если показания прибора будут 12 В или меньше, требуется срочная подзарядка.
Подготовка к зарядке
Если не снимать батарею с авто, то нужно только отсоединить отрицательный провод. В остальном процедура подключения ЗУ стандартная. При наличии на клеммах окислов их удаляют зубной щёткой, на которую наносится раствор пищевой соды.
Если вы внесли АКБ с мороза, то перед зарядкой нужно дать ей прогреться до температуры внутри этого помещения.
Выбор зарядного устройства
В целом правила подбора ЗУ стандартные, но есть и особенности. Выбирайте зарядное устройство с номиналом выходного напряжения в пределах 14,6-14,8 В – это оптимальный диапазон для безопасного восстановления заряда EFB батарей. Избегайте приобретения ЗУ, предназначенных для зарядки кальциевых и гибридных АКБ, даже если номинал по напряжению подходит.
Изучайте этикетку, на ней должна присутствовать надпись, что ЗУ совместимо с батареями типа EFB.
Как правильно осуществлять зарядку EFB аккумулятора
Можно использовать несколько способов восстановления ёмкости батареи.
Зарядка постоянным током
Если ваше зарядное устройство имеет режим автоматической зарядки, то рекомендуется выбрать именно этот способ, требующий выбора определённого номинала тока зарядки. Чем хороша технология зарядки постоянным током? Дело в том, что при таком способе восстановление ёмкости батареи будет осуществляться в наиболее щадящем режиме, предохраняющем пластины аккумулятора от перегрева.
Конкретный алгоритм зарядки может отличаться в зависимости от модели, функционала и характеристик ЗУ, но в целом алгоритм можно описать так:
- подсоединяем провода зарядки в АКБ, соблюдая правильную полярность;
- включаем зарядное устройство в сеть;
- выбираем требуемое значение выходного тока.
Данный способ требует выставления и тока, и напряжения зарядки EFB батареи, оптимальным напряжением следует считать 14,8 В.
Зарядка постоянным напряжением
Если у вас имеется зарядка, где нет возможности выставлять выходной ток, то нужно использовать альтернативный способ, с примерно такой же методикой. Разница только в том, что выставляется напряжение, для EFB аккумуляторов это диапазон 14,6-14,8 В.
Впрочем, способ применим и для ЗУ с возможностью регулировки тока, его выбирают, если хотят ускорить процедуру. Но тогда сила тока должна выбираться из расчёта 10% от номинальной ёмкости батареи.
В автоматическом режиме
Данный способ вообще не требует выставления номиналов ни выходного тока, ни напряжения. Но ваше зарядное устройство должно обладать способностью генерировать достаточно большие значения тока – обычно ими обладают зарядные устройства, предназначенные для кальциевых АКБ.
Процедура предельно проста: подключаем ЗУ к аккумулятору и включаем его в сеть. Дальше электроника сама считает показания аккумулятора и определит, каким током заряжать батарею и когда прекратить зарядку.
Главный недостаток этого способа – он самый медленный из всех рассмотренных.
Возможно, со временем EFB аккумуляторы наравне с AGM смогут полностью вытеснить классические свинцово-кислотные батареи, но инженерам придётся ещё немало потрудиться, чтобы такие АКБ стали по-настоящему доступными для массового автомобилиста.