Рейтинг лучших угольных фильтров салона

Длительное время автопроизводители основное внимание уделяли силовому агрегату, заботясь об увеличении его мощности и улучшении экономичности. Немало усилий было направлено и на то, чтобы максимально продлить ресурс работы двигателя, защитить его от воздействия внешних факторов. Не стоит удивляться, что во благо автомобильного мотора в машине присутствует и исправно работает сразу три фильтра – воздушный, масляный, топливный. И только проблема глобального изменения климата, очевидно, заставила всех сместить акценты в сторону экологии. Именно по этой причине в начале 90-х годов начали массово внедряться салонные фильтры, предназначенные, в первую очередь, для защиты людей, находящихся внутри транспортного средства. Сегодня такими защитными средствами комплектуется большинство новых моделей авто, благо для этого не нужно кардинально менять конструкцию автомобиля – достаточно просто предусмотреть место для установки СФ.

Какой салонный угольный фильтр лучше
Выбор салонного угольного фильтра.

Но владельцам более чем половины парка легковых транспортных средств до сих пор приходится дышать, чем попало. И водители, и пассажиры вынуждены довольствоваться природным барьером на пути пыли, бактерий и других невидимых загрязнителей, присутствующих в атмосферном воздухе. Но надеяться на то, что человеческий нос будет эволюционировать столь же быстро, как воздушные фильтры, не приходится. Так что сегодня ни у кого не вызывает вопросов обоснованность установки салонных фильтров, на что очень быстро среагировали производители этого вида продукции. Сотни наименований салонных фильтров, представленных даже в не очень крупных автомагазинах, могут кого угодно ввести в состояние ступора, так что проблема их выбора становится всё более актуальной.

Исторический экскурс

Первым серийным автомобилем, оснащённым средством защиты воздуха в салоне, стал Мерседес W140 S-класса, начавший сходить с конвейера в 1991 году. Считается, что именно в это время произошел количественный и качественный скачок интенсивности дорожного движения, по крайней мере, в развитых странах. Он сопровождался таким явлением, как рост плотности автомобильного трафика, следствием чего стали километровые пробки на городских улицах. Не стоит говорить, что длительное нахождение в транспортном средстве, окружённом десятками автомобилей, выдыхающих через выхлопную трубу почти половину таблицы Менделеева, не доставит никому особой радости.

Распродажа новых автомобилей
Скидки на новые автомобили 2017 и 2018 года выпуска.
Кредит 6,5% и рассрочка 0%
www.riaavto.ru
Подробнее

Первые фильтры салона были практически копией воздушных. Затем появились многослойные изделия, вместо бумаги начали использовать синтетический материал, что позволило существенно улучшить качество фильтрации воздуха, по некоторым позициям – на порядок и больше. Добавление активированного угля стало вполне ожидаемым шагом – этот материал активно используется в качестве прекрасного адсорбента в самых разнообразных сферах. Дальнейшее совершенствование заключалось в добавлении антимикробных реагентов и материалов, обладающих электростатическим зарядом, но до сих пор классификация салонных фильтров предполагает их разбиение на два больших класса: обычные и с активированным углём. Последние, являясь более дорогими, обеспечивают защиту не только от твёрдых микрочастиц, но и летучих веществ, высокомолекулярных газов, что позволило успешно бороться с проникновением в салон автомобиля неприятных запахов.

Салонный угольный фильтр

Особенности эксплуатации салонного фильтра

Российские реалии таковы, что рекомендованные производителем сроки регламентной замены фильтрующих элементов, включая салонный фильтр, в большинстве случаев следует сократить примерно вдвое. Повышенная запыленность летом и загрязнённость дорог в осенне-весенний период не позволяет эксплуатировать СФ более-менее длительное время. Если ездить на машине с полностью забитым фильтром, в первую очередь будет страдать климатическая система – нагрузка на электровентилятор многократно возрастёт, радиатор-испаритель системы кондиционирования будет обдуваться в разы хуже, что в итоге приведёт к существенному ухудшению эффективности его работы. А значит, микроклимат в салоне заметно ухудшится, что не замедлит сказаться на самочувствии водителя и пассажиров.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме
Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

При умеренной степени загрязнения фильтровального элемента его ресурс можно немного продлить посредством продувки (пылесосом или компрессорной установкой). Если материал его изготовления – синтетический, можно попробовать его промыть с использованием жидких моющих средств, как это делают с фильтрами пылесосов, но подобные меры малоэффективны, поскольку после такой обработки СФ забивается в разы быстрее, чем новый. В условиях ежедневных поездок по запруженным городским улицам средний срок жизни салонного фильтра составляет 5-10 тысяч километров. В случае использования угольных фильтровальных элементов очистка и промывка вообще не рекомендуется, поскольку после такой обработки фильтр уже не сможет защитить вас от запаха выхлопных газов. А значит, вам придётся или сидеть в душном авто, или включать кондиционер (зимой – печку) или открывать окна.

Интересный факт – сильно загрязнённый салонный угольный фильтр, подлежащий замене, весит примерно на 100-150 граммов больше – именно такое количество загрязнителей может попасть в ваши лёгкие за время его эксплуатации.

Признаки загрязнения фильтра салона

Первым и наиболее очевидным симптомом ухудшения пропускной способности салонного фильтра считается заметное снижение эффективности работы климатических систем автомобиля (отопления, вентиляции, кондиционирования), что проявляется недостаточностью потока воздуха, идущего их дефлекторов, при включении вентилятора на максимально возможную мощность. О сильной загрязнённости СФ будет свидетельствовать и более частое запотевание стёкол, особенно при выключенной рециркуляции и высокой влажности наружного воздуха. Если при включении режима рециркуляции (когда для обдува наружный воздух не используется) появляются неприятные запахи – тоже можете не сомневаться, что фильтр салона уже не справляется со своими задачами. Подсчитано, что в среднем после наезда порядка 5 тысяч километров СФ накапливает примерно 30-60 граммов загрязняющих веществ, после 10 тысяч километров на фильтре оседает 60-120 граммов пыли, 15 тысяч – до 150 граммов.

Признаки загрязнения фильтра салона

Факторы риска

Рассмотрим, какие из опасных веществ адсорбируются угольными фильтровальными элементами. Прежде всего, это достаточно крупные молекулы некоторых представляющих опасность для человека токсичных газов. Самым распространённым из них можно назвать диоксид азота, достаточно много в городской атмосфере легких углеводородов (пентан, метан, бутан), спиртов в виде пара (изопропил, метил), ароматических углеводородов (типа толуола, бензола, ксилола). Диоксид азота (NO2) считается самым опасным, поскольку принадлежит ко второму класса согласно принятой классификации (вещества первого класса опасности – цианистый калий, мышьяк, ртуть). Действие двуокиси азота проявляется способностью вызывать раздражение слизистых оболочек. Даже небольшое количество вещества способно вызвать спонтанное сопротивление дыхательных путей, что проявляется затруднённым дыханием. Кроме того, при вдыхании в больших количествах диоксида азота повышается вероятность подхватить инфекцию, вызванную патогенными микроорганизмами. Например, бронхит.

Все вышеописанные вещества эффективно впитываются активированным углём, чего не скажешь о других распространённых элементах выхлопного газа: монооксиде азота и угарном газе, обладающих слишком малым размером молекул. Впрочем, их концентрацию в выхлопе можно уменьшить до безопасных количеств с помощью использования каталитических нейтрализаторов. К сожалению, ими оборудуют далеко не все автомобили. Что же касается салона транспортного средства, то защитить пассажиров от воздействия СО и NO, проявляющегося связыванием гемоглобина и ухудшением способности крови переносить кислород, можно посредством использования более сложных каталитических систем, которыми пока оснащаются только кабины спецтранспорта, например, карьерных самосвалов. Не стоит говорить, что кондиционер не в состоянии защитить от вредных веществ: его задача – создание комфортного микроклимата посредством регулирования влажности и температуры. Но зато с этим вполне успешно справляется СФ с активированным углём.

Загрязнение воздуха в салоне

Особенности выбора угольного фильтра

Если говорить о степени защиты от воздействия вредных веществ, поступающих в салон транспортного средства вместе с наружным воздухом, то здесь многослойные угольные фильтровальные элементы – вне конкуренции. Если вы проживаете в мегаполисе, то использование именно таких СФ – безальтернативный вариант. В небольших городках, где уровень загазованности воздуха существенно меньше по причине отсутствия крупных промышленных агломераций и меньшего количества машин, можно обойтись и обычным салонным фильтром. Но опять же при условии, что водитель или члены его семьи не страдают склонностью к аллергическим реакциям.

Не стоит забывать и о том, что слабым звеном машин, оснащённых кондиционером, считается радиатор-испаритель. На его поверхности всегда конденсируется большое количество влаги, что в сочетании с благоприятной температурой способствует размножению микроорганизмов, оседающих на испарителе из атмосферного воздуха. Продукты жизнедеятельности этих микробов – источник возникновения в салоне неприятного запаха, на пути которого стоит только СФ. Если он обычный, то противостоять этому явлению он не в силах – и это ещё один весомый довод в пользу угольных фильтрующих элементов.

Итак, приступим к рассмотрению рекомендаций по «правильному» выбору УСФ:

  • перед походом в магазин узнайте каталожный номер фильтра, желательно – оригинального, он будет служить для вас ориентиром;
  • понравившийся СФ следует тщательно обследовать на предмет отсутствия зазоров – он должен садиться на посадочное место достаточно плотно;
  • желательно, что фильтр был не слишком гибким – чрезмерная деформируемость увеличивает риск неправильного монтажа. Следует отдавать предпочтение изделиям с более-менее жёсткой рамкой, в крайнем случае – с укрепляющими уголками;
  • убедитесь, что на стороне фильтровального элемента, обращённой к вентилятору, имеется ламинированное покрытие основного материала, защищающее систему вентиляции от засорения ворсинками;
  • выбирайте фильтры, на которых имеется стрелка, указывающая направление следования потока воздуха. Ещё лучше, когда, кроме стрелок, будут присутствовать надписи, обозначающие верх/низ изделия, что облегчит монтаж и не даст возможности ошибиться с ориентацией;
  • угольный СФ не обязательно должен быть запакован в полиэтилен, поскольку уголь адсорбирует вредные вещества только при активной циркуляции воздушных масс. Находясь в магазине или на складе в упаковке, он защищён от подобных воздействий;
  • далеко не всегда несоответствие габаритов коробки и самого фильтра свидетельствует о подделке – многие производители за счёт унификации тары экономят на упаковке;
  • если вас заинтересовали несколько моделей СФ со схожими характеристиками, отдайте предпочтение более тяжёлому из них, поскольку это явный признак большего количества активированного угля.

Рейтинг угольных салонных фильтров

Сложность подбора СФ заключается не только в том, чтобы добиться соответствия размеров изделия габаритам посадочного места, но и в огромном количестве ассортимента. Что интересно – разброс цен в этом сегменте очень велик, и далеко не всегда самое дорогое изделие имеет соответствующее качество. Так что небольшой рейтинг угольных фильтров, представленных на российском рынке, наверняка не помешает.

Bosch 198743-5502

Это изделие возглавляет наш список не случайно. Уже по одному весу можно судить, что угля здесь более чем достаточно, а значит, и служить он будет долго. Единственный нюанс – по внешнему виду он как две капли воды похож на СФ от Mahle. Впрочем, особо удивляться этому не стоит: в современной фильтровальной отрасли легальная переупаковка чужих изделий – явление повсеместное, как и схожие технологии (бейдж-инжиниринг, так называемое «перекрестное опыление»). Волноваться российскому потребителю в данном случае не стоит: немецкое изделие стоит практически в полтора раза меньше, нежели чешский оригинал. Главное – что фильтр характеризуется прекрасными показателями степени поглощения всего спектра летучих углеводородов, оксида азота и паров жидкости для очистки стёкол. Если добавить к этому низкий коэффициент пропускания мелкодисперсных загрязнителей и приличный ресурс, то получится замечательный выбор при вполне демократичной стоимости (около 580 рублей).

Bosch 01987-435502

Mann CUK 26010

На второе место этот фильтр поставлен чисто номинально. По абсолютному большинству характеристик он вполне соответствует лидеру рейтинга. Разве что за исключением способности улавливать углеводородные соединения лёгких фракций, да и то здесь вполне можно говорить о погрешности измерений. Слой активированного угля здесь также довольно толстый, к тому же СФ благодаря наличию торцевых пластиковых пластин и уголком характеризуется хорошей жёсткостью, избавляя от проблем с установкой и обеспечивая максимально герметичное вхождение в штатное посадочное место. Цена этого ещё одного представителя немецкого автопрома лишь ненамного выше бошевской – 620 рублей.

Mann CUK 026010

Mahle LAK 809

По большинству показателей это чешское изделие показало результаты, сравнимые с лидером нашего рейтинга. Более того, специалисты утверждают, что именно этот угольный фильтр и есть оригинал, который был взят за основу инженерами Bosh. Впрочем, по способности улавливать пары стеклоочистителя и ресурсу пылеёмкости это явный лидер. Наличие жёстких торцевых пластин позволяет устанавливать его на штатное место с гарантированной стопроцентной герметичностью. Третье место досталось этому фильтрующему элементу исключительно из-за цены – 960 рублей.

Mahle LAK 0809

Volkswagen 6R0-819

Под этим каталожным номером обычно указывается два производителя: Volkswagen и micronAir, что, в силу вышеназванных причин, не столь принципиально. По многим параметрам он уступает тройке лидеров. В частности, здесь отсутствуют и уголки, и торцевые пластины, что делает СФ менее жёстким, так что его посадка не отличается идеальной плотностью. Количество угля здесь тоже меньше, чем у вышестоящих конкурентов (примерно на 40 грамм), о чём говорят и данные газоанализаторов. Впрочем, со своими задачами по улавливанию углеводородов и окисла азота он справляется не хуже, лишь чуть-чуть не дотягивая по пылеёмкости. Но вот цена удивляет – практически вчетверо больше, чем у первой двойки!

Volkswagen 6RO0819

Delphi TSP325339C

Не стоит пугаться огромной упаковки, в которую могло бы запросто поместиться два угольных фильтра. Это не свидетельство подделки – точно в такие же коробки помещается множество других моделей фильтров. Радует плотность установки гофрированного фильтрующего элемента – никаких зазоров, что нехарактерно для СФ. Однако рёбра жёсткости здесь отсутствуют, даже торцевые, так что о полной герметичности посадки на штатное место говорить не приходится. Уступает лидерам угольный фильтр и по пылеёмкости, и по количеству активированного угля. При цене 560 рублей это вполне приемлемый вариант, хотя менять его придётся чуть чаще, чем изделия Bosch или Mann.

Delphi TSP325339C

Filtron K 1313A

Известный польский производитель фильтровальной продукции всегда радует ценой, как и в данном случае (380 рублей – это действительно расходный материал). Однако и по качеству это изделие соответствует стоимости – гофрированный элемент приклеен абы как, технологические зазоры самые большие среди попавших в обзор изделий. Устанавливается фильтр легко, но столь же легко может и выпасть из штатного места, так что с герметичностью здесь далеко не всё однозначно. Не очень хорошие показатели у этого СФ и по фильтрации диоксида азота, а также паров жидкости для омывания ветрового стекла, ресурс тоже вдвое меньше, чем у конкурентов. На столь высокое место он попал исключительно благодаря низкой цене, но любителям экономии стоит учесть, что два таких фильтра прослужат столько же, сколько один от Bosh, а качество очистки воздуха будет несравненно хуже.

Filtron K01313A

Valeo 715727

Хотя у этого изделия и есть боковые рёбра, они настолько мягкие, что гофра в руках изгибается, словно змея. Однако поскольку размер короба по ширине больше, чем у других, на 2-3 миллиметра, это и позволяет обеспечить достаточно надёжную и плотную посадку на штатное место. Что же касается эксплуатационных характеристик, то здесь достижения и вовсе слабые: кроме относительно хорошего показателя поглощения двуокиси азота, больше похвастать фильтру нечем. Вес у него самый маленький из всех тестируемых СФ, ресурс работы соответствующий, а возможности фильтрации твёрдых загрязнителей (пыльцы, сажи, пыли) одни из самых худших. И это при цене выше среднего показателя (750 рублей)!

Valeo 0715727

RAF Filter RF001VO

Это единственный представитель Поднебесной, попавший в наш рейтинг. Во многом – благодаря заявленным эксплуатационным характеристикам: если верить упаковке, благодаря наличию антибактериального слоя фильтр прекрасно справляется с защитой от патогенной микрофлоры, что подтверждается наличием соответствующего заключения Института иммунологии российского МБА. Правда, реальные испытания показали, что изделие не так хорошо, как его рекламируют. Во всяком случае, около 50% частиц диаметром 0.3 микрона беспрепятственно проникли в салон, как и токсичные газы и летучие вещества – столь ничтожно содержание активированного угля в этом фильтре. Так что единственным подтверждением, что это «фильтр Premium класса», можно назвать его стоимость – порядка 1500 рублей. За такую цену мы бы его не рекомендовали. Тем более что это единственный фильтровальный элемент, у которого сторона, направленная к вентилятору, оказалась не заламинированной, то есть сам СФ выступает в качестве загрязнителя!

RAF Filter RF001VO

Надеемся, на основании этой скромной по репрезентативности выборки вы сможете самостоятельно определить, угольный фильтр салона какой фирмы лучше, а какой приобретать не стоит.

Как не купить подделку

Сегодня уже никого не удивляет, что даже товары средней ценовой категории становятся субъектом фальсификации. Салонный фильтры – отнюдь не исключение, однако если следовать нашим советам, риск попасться на подделку будет минимальным. Вот эти рекомендации:

  • встречают по одёжке – вовсе не расхожая фраза. Оригинальные продукты, включая СФ, упакованы в коробки с ярким дизайном, при этом потенциальный покупатель сразу видит название торговой марки – оно буквально бросается в глаза. Как правило, присутствуют стикеры, ошибок в описании и опечаток вы не найдёте, а сами символы и буквы имеют чёткие границы. В принципе никто не мешает вам найти фотографии оригинальных изделий (например, на официальном сайте производителя) и при посещении магазина руководствоваться ими, сравнивая с магазинной этикеткой;
  • обращайте внимание на то, куда указывают стрелки. На контрафактной продукции они могут смотреть в стороны, не соответствующие реальным направлениям;
  • если при вскрытии коробки вы заметили в полиэтиленовой упаковке следы угольного порошка, можете быть уверены, что перед вами – подделка;
  • с подозрением отнеситесь к изделиям, вес которых слишком маленький;
  • обращайте внимание на качество проклейки краёв. Если оно откровенно неважное – это точно фальсификат. Неплохим признаком можно считать и плотность самого фильтровального материала – она не должна быть слишком низкой.

Покупка контрафактной продукции – это выброшенные на ветер деньги. Такой фильтр салона будет откровенно плохо справляться со своими непосредственными обязанностями, засоряться в разы быстрее. Если вы ориентируйтесь только на стоимость, то просто поинтересуйтесь, сколько стоит такое изделие у официального дистрибьютора. Сегодня сделать это можно прямо на месте, был бы доступен интернет.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс