Продукция АвтоВАЗ является наиболее востребованной и распространённой на территории РФ. Это обусловлено тем, что машины местной компании недорогие, доступные в обслуживании, во многом удовлетворяют запросы потребителей. Конечно, в них можно найти и массу недостатков. Но объективно достойной альтернативы за те же деньги попросту не существует.
Помимо новых моделей от АвтоВАЗ, такие как Lada Vesta, XRay, Granta, всё ещё актуальными остаются модели семейства Самара и Самара-2.
Владельцы ВАЗ 2113 порой сталкиваются с такой проблемой как неисправность салонного отопителя. Или просто печки.
Но конструкция и устройство автомобиля дают отличную возможность исправить проблемы своими силами, не обращаясь к специалистам. Исключением могут быть проблемы по электрической части, когда без опытного автоэлектрика лучше не влезать в устройство даже такого простого автомобиля как ВАЗ 2113.
Какая используется печка
Чтобы понять, почему плохо греет печка, и попытаться устранить неисправности, сначала нужно разобраться в особенностях устройства салонного отопителя.
Компания АвтоВАЗ старается оптимизировать производство и сборку. Чтобы снизить затраты на изготовление машин, модели разных семейств часто оснащаются идентичными комплектующими.
Наглядный пример — это отопитель салона для автомобилей семейства Самара-2, куда входит трёхдверный хэтчбек ВАЗ 2113, пятидверный хэтчбек ВАЗ 2114 и четырёхдверный седан ВАЗ 2115.
Что же касается семейства Самара, которое было первым, то в него входили модели от ВАЗ 2108 до ВАЗ 21099. При этом печка из Самары перекочевала в Самару-2, не претерпев никаких изменений.
На ВАЗ 2113, как и на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115, используется отопитель салона интегрированного типа. Печка забирает тепло от системы охлаждения двигателя и принудительно заставляет воздух циркулировать. Конструкция получилась простой, что позволяет говорить о высокой степени надёжности.
Преимущественно неполадки, когда плохо греет печка, связаны с влиянием времени, нарушением правил эксплуатации и с использованием расходников низкого качества. Это если говорить о качестве антифриза.
Как устроена печка на ВАЗ 2113
Желая разобраться в вопросе о том, почему плохо греет печка на 2113 модели ВАЗ, нужно изучить устройство самой системы отопления салона.
Конструктивно можно выделить несколько основных элементов. Печка состоит из:
- корпуса;
- радиатора;
- патрубков радиатора;
- крана перекрытия;
- воздуховодов;
- заслонок;
- вентилятора;
- блока управления.
Именно неисправности со стороны этих элементов и могут быть причиной того, почему плохо греет печка.
Нагрев поступающего в салон воздуха осуществляется за счёт того, что потоки горячего воздуха проходят через теплообменник (радиатор), внутри которого циркулирует нагретая от работающего двигателя жидкость охлаждения (антифриз или тосол).
На отопителях ВАЗ 2113 реализовали возможность перекрывать подачу жидкости охлаждения на печной радиатор. Это позволяет отключать обогреватель салона, когда в нём нет необходимости. Это в основном касается эксплуатации автомобиля в летний период.
Перекрывается подача антифриза специальным краном, который врезан в патрубок подачи охлаждающей жидкости на печной радиатор.
Сам радиатор располагается внутри корпуса отопителя. Помимо того, что корпус вмещает в себя основные элементы печки, он также не позволяет теплу рассеиваться в разные стороны и контролирует его движение по автомобилю.
Корпус надёжно соединяется с воздуховодами. Именно за счёт воздуховодов потоки горячего воздуха могут поступать к боковым стёклам, на лобовое стекло, в салон, а также в ноги водителя и переднего пассажира. Чтобы контролировать подачу потоков воздуха, используются дефлекторы, установленные на концах воздуховодов.
Чтобы распределить воздушные потоки в разные зоны, применяются заслонки внутри корпуса печки. Конструктивно печка на ВАЗ 2113 имеет 3 вида заслонок:
- Управление. Первая заслонка отвечает за управление самой печкой. Используется, чтобы перенаправить воздушный поток через теплообменник (радиатор печки), либо в обход. В первом случае в салон будет идти горячий воздух, а во втором просто активируется вентиляция салона машины.
- Подача в зону лобового стекла. Вторая заслонка помогает перенаправить воздух к лобовому стеклу. Это полезная функция. Особенно зимой. Помогает убрать наледь со стекла, а также избавиться от запотевания, вызванного разницей температур внутри и снаружи.
- Перенаправление в ноги, на боковые стёкла и в салон. Третья заслонка, которая позволяет выбрать, куда именно будет дуть горячий воздух.
Используя печной кран и заслонки, водитель управляет отопителем салона, направляет воздушные потоки и определяет зоны, куда они будут направлены.
Есть ещё важный элемент в виде вентилятора печки, который является частью отопителя. С его помощью создаются воздушные потоки. Цепь питания электродвигателя вентилятора оснащается реостатами. Это обеспечивает возможность выбора одного из 3 режимов работы. То есть, выбирая тот или иной режим, меняется скорость вращения вентилятора. Важно учесть, что реостаты влияют именно на снижение скорости вращения лопастей. Это полезно знать при выявлении неисправностей печки.
Система, применяемая на семействах Самара и Самара-2, куда входит модель ВАЗ 2113, отличается от классики ВАЗ. Ранее вентилятор втягивал воздух. Теперь же происходит процесс нагнетания воздуха в корпус печки. От этого эффективность воздухоподачи значительно увеличилась.
Плюс упростился доступ к вентилятору. Теперь к нему можно добраться через подкапотное пространство, около моторного щита.
Как проявляется неисправность
Пришло время разобраться в вопросе о том, из-за чего не работает салонная печка на ВАЗ 2113, как это проявляется и что нужно делать.
Опытный водитель всегда смотрит на то, как неисправность себя проявляет. От этого во многом можно сделать вывод о том, что могло пойти не так и с какой стороны искать проблему.
Симптоматика неисправной работы печки на ВАЗ 2113, как и на многих других автомобилях, может проявляться следующим образом:
- печка работает, но плохо прогревает пространство салона;
- вместо горячего воздуха в салон поступает холодный;
- внутрь подаётся то холодный, то горячий воздух;
- температура воздуха высокая, но дует очень слабо;
- отопитель вообще не включается.
Одно дело, когда плохо греет печка, и совсем другое, если отопитель не включается. Причин может быть довольно много. Пройдёмся по основным из них.
Почему не работает и как это исправить
Потенциально из строя может выйти каждый узел. Поэтому нужно сначала взглянуть на симптомы, а потом уже определять, в чём может оказаться причина.
Для удобства рассмотрим отдельно потенциальные неисправности печки на отечественных автомобилях ВАЗ 2113 из семейства Самара-2 и дадим рекомендации о действиях в той или иной ситуации.
- Вентилятор не включается. Пытаясь запустить печку, оказывается, что вентилятор не включается и не вращается. Полная тишина. Тут нужно проверить предохранитель, отвечающий за вентилятор печки. Не исключено, что моторчик сломался, либо вышел из строя. Придётся разбирать систему, доставать электромоторчик. Чтобы убедиться в догадках, попробуйте подключить заведомо исправный электровентилятор. Если с ним печка функционирует, то вывод очевиден. Старый моторчик под замену.
- Вентилятор включается только на 3 скорости. То есть на максимальной. Здесь всё понятно. Это вышедший из строя реостат. Его нужно заменить. Тогда система восстановит работоспособность. Характерный симптом именно для такой неисправности, поскольку реостат контролирует скорость вращения вентилятора.
- Вентилятор работает, но не нагнетает воздух. Либо делает это очень слабо. Неисправность не самая распространённая, но исключать её нельзя. Крыльчатка попросту сломалась. Лопасти разрушены. Вращение происходит, но из-за нарушенной геометрии крыльчатки воздух не поступает. Решение очевидное. Это замена вентилятора. Порой это лучше сделать одновременно с заменой электромоторчика вентилятора печки.
- Поломка термостата. Это проявляется в виде того, печка не греет. Идёт холодный воздух. Термостат заклинило, и он не переключает подачу топлива на большой круг циркуляции, при котором захватывается и радиатор печки. Термостат нужно снять и проверить. Обычно его просто меняют. Ремонт не приносит желаемого результата.
- Заклинивание крана печки. Ещё одна причина, почему из печки не идёт горячий воздух. Причём в случае с ВАЗ 2113 это более распространённая ситуация. Попробуйте подтянуть тросик краника. Подгибается тросик через сторону педали газа. С помощью плоскогубцев оттяните трос, и тем самым увеличится натяжение. Если краник не хочет открываться, вероятно он просто закис. Тут потребуется замена. Открыв закисший краник, чаще всего он срывается, и вся жидкость охлаждения выливается на землю.
- Образовавшаяся воздушная пробка. Она появляется при остывании машины и запуске холодного двигателя, а также при нарушении технологии замены жидкости охлаждения. Существует несколько способов, чтобы выгнать воздушную пробку. Проще всего скинуть патрубок на печку, долить через него жидкость охлаждения, тем самым вытеснив воздух.
- Забитый радиатор. Чтобы промыть радиатор отопителя, его придётся снимать. Но будьте готовыми к тому, что промывка ничего не даст. Сильные загрязнения, либо же нарушенная целостность сот радиатора требуют лишь одного решения. Это замена радиатора.
- Водяной насос. Или же помпа. Такая поломка отопителя на ВАЗ 2113 даёт о себе знать, когда на холостых печка не греет, а на оборотах всё нормализуется. Тут помпа не даёт нужную циркуляцию жидкости охлаждения, а потому поток слабый. Ещё такая поломка сопровождается снижением уровня антифриза. Помпу, то есть водяной насос, придётся заменить. Лучше для ВАЗ 2113 взять дюралевый аналог.
- Снижение уровня антифриза. Если где-то образовалась течь, либо банально жидкость охлаждения израсходовалась частично, то печка также перестанет эффективно работать. Так что обычно проверку неисправностей отопителя на ВАЗ 2113 нужно начинать с уровня ОЖ. Если он низкий, долейте до отметки MAX, либо на 1 палец выше и попробуйте заново. Чуть больше уровня MAX рекомендуется заливать на зиму, чтобы избежать завоздушивания системы.
- Прогоревшая прокладка ГБЦ. Такая поломка сопровождается не только выходом из строя отопителя. Ещё в жидкости охлаждения появляется запах бензина и выхлопных газов. А моторное масло наоборот становится смесью из масла из антифриза. Из глушителя выходит белый густой дым. Всё это указывает на пробитую прокладку.
- Забитый салонный фильтр. Проверить фильтр нужно сразу же после проверки уровня антифриза. Распространённая причина, о которой водители часто забывают. Забитый фильтр проявляется в виде снижения эффективности работы печки, поскольку через него не могут полноценно проходить потоки воздуха. Дополнительно в салоне пахнет сыростью, быстро запотевают стёкла. Заменив фильтр, а также прочистив его посадочное место, обычно всё нормализуется. Если причина в фильтре, конечно же.
Удивительно и то, что это не полный перечень возможных проблем. Если плохо греет печка, стоит взглянуть также на несколько других потенциальных причин.
Среди них выделяют такие:
- Поломка блока управления и его элементов. Это комплекс крутилок и рычажков, с помощью которых водитель дистанционно управляет печкой. Привод механический, реализованный в виде тросиков. Если эти тросики обрываются, то и контролировать печку невозможно. К примеру, сломался регулятор заслонки, из-за которой не удаётся теперь открыть доступ горячему воздуху через воздуховоды. Придётся разбирать блок и устранять неисправность;
- Разгерметизация корпуса. Поскольку корпус призван удерживать внутри себя воздух, при появлении пробоин часть тепла будет уходить за пределы машины. Такое происходит редко. Обычно в результате аварий, либо неаккуратного вмешательства в конструкцию ВАЗ 2113 со стороны корпуса печки. Так что проверяйте корпус на предмет целостности. Обычно его можно восстановить подручными средствами, изолирующими лентами, пайкой по пластику и пр.
Как видите, неисправности могут быть элементарными, но также могут оказаться связанными с крайне серьёзными поломками.
Начните с изучения симптомов. Взгляните внимательно, как проявляет себя печка, в чём заключается нарушение её работоспособности. Отталкиваясь от симптомов, будет намного проще понять, что является источником проблем.
Если есть силы и возможности, отремонтируйте сами. Поменять тот же фильтр или долить жидкость охлаждения не сложно. А вот пробитая прокладка ГБЦ или выход из строя печного радиатора может стать весомым основанием, чтобы обратиться в автосервис и не пожалеть деньги на услуги опытных специалистов.
Как поддерживать отопитель в хорошем состоянии
Будучи владельцем автомобиля ВАЗ 2113, понимаешь, что ряд проблем можно легко решить своими силами. Но мало кто получает удовольствие о того, что все выходные занимается ремонтом машины.
Поэтому проблему легче и правильнее предотвратить, нежели потом устранять поломку. Это касается и ситуации с печкой на ВАЗ 2113.
Старайтесь придерживаться простых, но важных и эффективных правил:
- поддерживайте отопитель в чистоте;
- используйте жидкость охлаждения высокого качества;
- не забывайте по регламенту и даже раньше менять салонный фильтр;
- периодически проверяйте работоспособность печки, даже если на улице жара;
- воспользуйтесь адаптером салонного фильтра для установки более эффективной системы фильтрации воздуха.
Дело всё в том, что на семействе Самара салонного фильтра не было. На Самара-2 они появились, но исполнение оказалось так себе. Об эффективном задержании грязи и пыли речи не идёт. Поэтому многие владельцы перешли на адаптеры, позволяющие ставить улучшенные фильтры.
Удивитесь, но это действительно работает.
Кто сталкивался с проблемами печки на ВАЗ 2113? В чём была причина неисправностей? Каким образом устраняли поломку? С какими трудностями пришлось справляться?
Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте друзьям!
Очень хорошие советы для поддержания отопителя в хорошем состоянии, буду обязательно следовать этим правилам.
Из личного опыта владения тринадцатой скажу, что печка тут хорошая. Не идеальная, но и проблем много не создает. Мне не создавала точно. Элементарная профилактика делает свое дело. Насчет адаптера согласен на 100%. Ставьте обязательно.
Именно на ВАЗ 2113 нет. У меня пятнадцатая была несколько лет. Но они по печкам идентичные. Менял даже радиатор. Так себе удовольствие. Печка подвела буквально один раз. Сломался краник. Поменял. Не так сложно, как изначально думал.
Владея подобными автомобилями, в автосервисы обращаются крайне редко. Я хоть и не мастер на все руки, и далеко не автомеханик, но на СТО поехал со своей 13 только когда возникли проблемы с двигателем. Печка работала хорошо 90% времени. Бывало выливался антифриз (поменял прогнивший патрубок) и еще разок столкнулся с тем, что оторвался тросик блока управления. Поковырялся, но справился.
Сказать, чтобы были какие-то серьезные трудности, не могу. Машина простая, если сравнивать с современными иномарками. Это хорошо и плохо одновременно. Устаревшая модель по всем параметрам. Зато идеальная для тех, кто любит все делать и чинить своими руками. Увы, я не из таких. Антифриз и масло поменять могу, салонный фильтр тоже. А вот лезть в приборную панель, разбирать корпус печки — это не про меня.
Владел как-то тринадцатой. Затем пересел на четырку, но то была временная рабочая машина. На печку нареканий нет. Старая проверенная временем конструкция. Не бойтесь, что тут так много неисправностей было перечислено. Потенциально они реально могут произойти. Но только больше половины из них устраняются буквально от 30 минут до 3 часов в гараже со стандартным набором инструментов. Есть часть встречаются крайне редко. Ну и в крайнем случае езжайте в автосервис. За обслуживание и ремонт ВАЗ 2113 огромных денег никто не берет.