Салонный фильтр, который часто называют печным фильтром, является неотъемлемой частью системы отопления современных автомобилей. Но так было не всегда – на вазовской классике, например, этот элемент отсутствовал. Даже на флагмане Волжского автозавода «десятке» (которая являлась таковой до момента выхода «Приоры») первоначально этот элемент отсутствовал, и только позже начал устанавливаться в районе жабо. ВАЗ-2111 отличается от родительской модели только кузовом. Универсал имеет ту же систему вентиляции/отопления, а его моторный отсек на 95% совместим с таковым и десятки.
Для чего нужен салонный фильтр
Владельцы вазовской классики к подобным вопросам относятся по-разному: одни считают, что никакого вреда здоровью отсутствие этого элемента не наносит, ведь ездили же водители на машинах и до его появления, другие относятся к своему здоровью более ответственно и стараются установить фильтр на автомобиль, не предусматривающий его наличие. Так или иначе, но большинство водителей считают такой фильтровальный элемент аналогом кислородной маски, позволяющий защитить от мелкодисперсных частиц как водителя, так и пассажиров транспортного средства. Не стоит говорить о людях, страдающих аллергией (например, на пыльцу растений) – с наступлением тепла для этой категории граждан пребывание в автомобиле, не оснащённом салонным фильтром, оказывается настоящим бедствием.
Конструкция современного фильтровального элемента предусматривает наличие нескольких слоёв, каждый из которых рассчитан на задержку загрязняющих частиц определённых размеров. Наиболее качественные из них имеют слой, в котором присутствуют частички активированного угля, что делает их надёжным средством защиты и от неприятных запахов. То есть они работают на молекулярном уровне, предотвращая проникновение в салон даже тех частиц, которые человеческое обоняние ощутить не в состоянии. Но наличие салонного фильтра не является панацеей, которая будет защищать вас везде и всегда.
Со временем фильтровальный элемент пропитывается теми частичками, которые он должен задерживать, в результате чего ухудшается его воздушная проницаемость. Это сказывается на:
- эффективности очистки воздуха, поступающего извне;
- снижении количества кислорода в салоне, что является причиной снижения концентрации водителя (доказанный факт);
- увеличении содержания влаги в воздухе, приводящей к запотеванию стёкол.
Именно поэтому так важно следить за состоянием фильтровального элемента и в случае его сильного загрязнения производить его замену. К сожалению, реалии таковы, что этот фильтр забивается достаточно быстро. Во всяком случае заявленные производителем регламентные 15 тысяч километров пробега между заменами – период явно завышенный. Если вы действительно дорожите своим здоровьем, такую операцию следует производить примерно вдвое чаще, благо стоимость фильтрующего элемента невелика, а сама замена может быть выполнена достаточно быстро.
Помните, что забитый фильтр является причиной заметного снижения эффективности систем отопления и кондиционирования (при наличии последней) и даже влияет на работу силового агрегата, заставляя его трудиться с повышенной нагрузкой. А это явно не способствует долголетию мотора и всего автомобиля в целом.
Замена фильтра салона ВАЗ 2111
Частота выполнения данной процедуры зависит от множества факторов, в том числе и условий эксплуатации транспортного средства. Езда по пыльным просёлочным дорогам, а также передвижение в условиях плотного городского трафика с повышенной задымленностью снижают интервал замены фильтрующего элемента до полугода, а в некоторых случаях – и того меньше.
Важно знать, что данная процедура выполняется достаточно быстро, а стоимость расходных материалов невелика, если сравнивать с иномарками. Так что посещение автосервиса для установки нового фильтра взамен засорившегося вовсе не обязательно – даже не самый ярый приверженец самостоятельного обслуживания автомобилей может элементарно справиться с поставленной задачей. Из необходимых инструментов нужно иметь:
- ключ на 10 (желательно головка, подойдёт и торцовый, но с согнутой на 90 градусов головкой, поскольку гайки, которые придётся отворачивать, немного утоплены и обычным ключом до них не добраться);
- отвёртку с крестообразным наконечником;
- плоскую отвёртку с остаточно тонким и при этом широким лезвием для снятия декоративных заглушек, которые закрывают доступ к болтовым соединениям (можно, конечно, использовать любой подходящий предмет – нож или, например, гвоздь, но в этом случае нужно быть крайне осторожным, чтобы не повредить мягкий пластик).
Сама операция замены выполняется в следующей последовательности:
- Необходимо демонтировать дворники, сняв колпачки и используя ключ на десять, отвернуть крепёжные гайки. Желательно их пометить перед снятием, чтобы не перепутать при последующем монтаже. Дело в том, что дворник, стоящий с водительской стороны, может оказаться длиннее, чем установленный со стороны пассажира.
- Следующий шаг – вынуть те самые пластиковые заглушки, стараясь не повредить их.
- Под ними скрываются четыре самореза, которыми жабо крепится к раме моторного отсека – аккуратно отворачиваем их, старясь не потерять контрящие шайбы.
- Теперь нужно открутить две гайки, удерживающие декоративную накладку по краям. Учитываем неудобство их расположения и доступа.
- Остается открутить шесть саморезов, которыми жабо крепится к перегородке, разделяющей подкапотное пространство и салон.
- Сдвигаем декоративную накладку вверх со стороны расположения печки. С противоположной стороны находится шланг, через который подается жидкость на омыватель ветрового стекла – его можно оставить, не отсоединяя.
- Теперь нам видна декоративная крышка фильтра салона (её часто называют защитной сеткой), её необходимо демонтировать. Однако для этого, возможно, придётся снять бачок омывателя (если он сильно мешает), для чего достаточно отстегнуть ремешок из каучука.
- Отвинчиваем саморезы декоративной крышки, снимаем её и видим сам фильтр салона.
- Вытаскиваем его – в большинстве случаев при достаточно длительной эксплуатации он будет находиться в плачевном состоянии.
- Перед установкой нового фильтровального элемента следует удалить весь мусор и грязь, скопившиеся в месте монтажа фильтра. Можете быть уверенными, что не всё удастся достать руками, поэтому нелишним будет использование автомобильного (в крайнем случае – бытового) пылесоса. Налипшую грязь следует убрать щёткой или с помощью тряпки.
- Устанавливаем новый фильтр, при этом следим, чтобы он встал той же стороной и при этом отсутствовали зазоры в посадочных местах (при правильной установке фильтрующий элемент должен упираться на полочки в нише).
- Устанавливаем защитную сетку и выполняем все остальные операции по сборке в обратном порядке.
Важно! При установке на место жабо желательно предварительно наживить саморезы, и только потом приступать к их затяжке – в этом случае накладка более плотно сядет на штатное место. Затягивать нужно, сильно не усердствуя – в противном же случае существует риск повреждения тонкого пластика накладки (жабо может элементарно лопнуть или дать трещину).
Как мы выяснили, замена фильтра салона ВАЗ-2111 – операция несложная, требующая навыков владения таким инструментом, как отвёртка или гаечный ключ, но всё же при выполнении замены в первый раз тщательно изучить видеоматериалы, поясняющие, как это сделать наглядным способом. В любом случае, выполнив такое техобслуживание самостоятельно, вы можете сэкономить приличную сумму, которую можно будет потратить с большей пользой – стоимость посещения автосервисов сегодня неоправданно высока, даже если речь идёт о такой пустяковой операции.