Автомобильные путешествия давно являются одним из излюбленных видов отдыха. При этом для дальних поездок нередко используются автодома или кемперы, которые являются временным местом для ночёвок или осуществления некоторых бытовых операций. Подобный автомобильный прицеп-приспособление можно как купить самостоятельно, так и соорудить своими руками, если есть время, инструменты и материалы.
Большое количество всевозможных проектов позволяет автовладельцу сделать правильный выбор. Зачастую конструкция подбирается исходя из количества возможных её обитателей, необходимости в автономном режиме эксплуатации или планируется, исходя из небольшого бюджета.
Виды автодомов и их классификация
Прежде чем браться и конструировать прицеп-палатку дома своими руками для себя из легкового прицепа, необходимо подготовить план, по которому будет реализовываться идея. Разработка плана начинается с выбора желаемого типа готового изделия. Существуют такие варианты готового продукта:
- Жилой прицеп. Это будет самый комфортный кемпер из всех, так как подойдёт тем, кто предпочитает иметь под рукой стационарный отдых в кемпинге, а передвижение на колесах отнимать при этом должно немного времени. Зачастую установлен на двухосную базу.
- Прицеп-палатка. Данный тип конструкции является наиболее манёвренным из всех вариантов. Недорогой тип транспорта, несмотря на небольшие габариты, является удобным для транспортировки малогабаритными авто. Управление требует наличия лишь категории прав «В» или «ВЕ».
В большинстве случаев используются быстросъёмные механизмы для разворачивания палатки. После складывания всё скрывается в пределах габаритов, не выступая за борта. - Модуль для пикапа. Если прицеп-дача, созданный своими собственными руками, базируется на отдельной независимой платформе, то подобный модель сбазирован в единой конструкции с машиной. Площадкой служит дно багажного отсека пикапа.
Такой транспорт рассчитан на тех, кто любит проводить уик-энды за городом, у реки или озера. Система обустроена отсеком для кухни и зоной отдыха, где можно укрыться от непогоды.
Любители каравангинга мастерят свои творения из фанеры, пластика, пенопласта и иных материалов. Размеры подбираются такими, чтобы общие габариты позволяли водителю безболезненно маневрировать даже в стеснённых условиях.
Выбор материалов зависит от целей использования. Если предполагается, что путешествия будут не только летом, то делаем прицеп с хорошо утепленными стенками, однако размеры в этом случае слегка увеличатся по периметру.
У прицепа-дачи, который планируется использовать в максимально автономном режиме, должна быть лучшая функциональность всех рабочих зон. Такой транспорт становится домом на длительное время путешествий, поэтому должен быть оснащён всем необходимым, например, душем, туалетом, зоной отдыха для нескольких человек.
Строительство
Для того чтобы мастерить самодельный дом на колёсах, отлично подойдут лодочные прицепы курганского автозавода. Их преимуществом является то, что в ПТС не указывается четкое применение транспорта. Поэтому его удаётся легально переделывать в любую конструкцию. Лучше будет сделать так, чтобы общая конструкция не выходила за заводские габариты 1,4х2,4 м.
Автодом окажется гораздо прочнее, если будет иметь металлический, а не фанерный каркас. Трубки рекомендуем выбирать не с круглым профилем, а с прямоугольным и минимальной толщиной стенки. Для основы подойдёт сечение 60х30 мм., а для боковин и крыши гнем каркас из профиля 20х20 мм. Основа идёт по всему периметру, а вертикальных стоек набирает по 3 с каждой стороны, соединив верхними перекладинами.
При проектировании каркаса не забываем об установке входной боковой двери и окна. Ещё одной полезной опцией окажется верхний вентиляционный люк, с которым принято размещать вытяжку. Иногда удачные б/у двери легко найти на зарубежных сайтах, где предлагают их в разборе. Также можно самостоятельно их смастерить вместе с луткой.
Внешний корпус для прочности и долговечности большинство мастеров обшивают алюминиевыми пластинами по 0,8 мм. Желательно выбирать максимальные по площади, чтобы минимизировать количество стыков. Такая обшивка скрывает утепление из пенопласта, если кто-то хочет сделать автодом практичным. Внутреннее убранство будет их фанеры.
Альтернативой алюминию служит композитный материал. С ним легко работать и по долговечности он не уступает популярным лёгким сплавам. Отделочные слои хорошо защищают внутреннее пространство от непогоды.
Декором служит виниловая плёнка. Она предлагается на рынке большими однотонными или принтовыми полотнами. Те, у кого есть возможность, используют аэрографию для придания неповторимого облика своему детищу.
Полезные мелочи
Если предполагается путешествовать на прицепе далеко и надолго, то обязательными являются монтаж кухонной зоны и переносного холодильника. В первом случае область оборудуется газовой мобильной печкой, а во втором выделяется область для мини-рефрижератора.
Внутренняя отделка и выбор мебели осуществляется таким образом, чтобы при тряске во время пути не получить разбитыми все бытовые приспособления. Необходимо каждый элемент делать стационарным или откидным, как столик.
Потребуется использовать в системе дополнительный аккумулятор и инвертор на 500 Ватт. Проводка будет подходить к нескольким розеткам, выдающим 220 В при наличии инвертора. Это позволит пользоваться обычными приборами, заряжать мобильные гаджеты. Всё освещение подбирается светодиодное, чтобы максимально экономить энергию и иметь хороший свет.
Если крыша будет не радиусная, то важно сделать для неё небольшой скат на одну из сторон. Это позволит ей быстро просыхать после непогоды и не создавать течь в жилую зону. Боковые стыки закрываем алюминиевыми уголками 40х40 мм. Закрепление проводится саморезами.
Внутри швы заделываются силиконовыми герметиками. Выбирают прозрачный или белый цвет. Двери оборудуются надёжными замками, а на окна изнутри вешают жалюзи или плотные шторки.
Ошибки при строительстве домов на колёсах своими руками
Изготавливая прицеп-дачу для путешествий, не стоит увлекаться с установкой всевозможных прочных материалов. Прежде всего они должны быть лёгкими, чтобы готовую конструкцию смогла потянуть любая легковушка без проблем.
Снаружи поверхность должна быть максимально защищена. Если не применяется виниловый декор, то должны быть несколько слоев грунтовки и краски. Это позволит длительное время эксплуатировать самодельный прицеп в любых условиях.
Категорически не допускается превышать размеры основной площадки, выбранной в качестве базы. Если это происходит, то в ГИБДД будут сложности с регистрацией.
Разрешено ли перевозить людей в прицепе-даче
Не все знают, что перевозка людей в прицепе подробно описана в действующих правилах дорожного движения. Даже в экзаменационных билетах спрашивают, разрешается ли возить в прицепе-даче пассажиров. По правилам там допускается лишь груз. Запрещено там возить людей даже при наличии мест для сидения, в противном случае рискуете получить законный штраф.