Легковые прицепы наиболее распространены среди дачников, жителей пригорода и сельской местности. Это возможности перевозить намного больше груза, чем способен вместить автомобиль с учётом багажного отсека и пространства в салоне.
С помощью прицепов осуществляется перевозка самых разнообразных грузов, включая сыпучие. Для разгрузки обычно применяют физическую силу, лопаты и прочие инструменты, поскольку опрокинуть прицеп не так легко. Но чтобы упростить подобную задачу, были разработаны самосвальные системы, применяемые не только на грузовых, но и на легковых прицепах.
Подобные конструкции можно приобрести от производителя либо попытаться сделать своими руками. Каждый вариант имеет свои объективные преимущества.
В чём особенности конструкции
Перед изготовлением самосвального прицепа для легкового автомобиля своими руками нужно узнать некоторые подробности относительно подобных прицепных транспортных средств.
У многих самосвальная система ассоциируется с грузовыми машинами. Хотя на практике уже давно эту систему адаптировали к обычным гражданским легковым ТС.
Самосвальный узел упрощает выгрузку сыпучего, навалочного груза, способствует упрощённой загрузке и выгрузке мотоциклов, квадроциклов, снегоходов, плавательных средств и пр.
Можно выделить несколько особенностей, которыми характеризуются заводские самосвальные автоприцепы:
- большинство из них имеют оцинкованный кузов (частично или полностью);
- предусмотрено внутреннее крепление, чтобы надёжно фиксировать груз;
- сразу все борта имеют откидную конструкцию;
- по длине могут быть стандартными и удлинёнными;
- предусматривается возможность для увеличения дышла;
- по длине варьируются в пределах от 3 до 4 метров в основном;
- по ширине это диапазон от 1,4 до 1,8 метра;
- высота бортов порядка 30-40 см.
Конструктивная особенность заключается в том, что кузов с рамой имеют подвижное соединение, реализованное с помощью шарнирного механизма. Это не позволяет кузову опрокинуться во время движения, но при необходимости легко сваливается груз. Используемые сопряжения методом сварки соединяют с рамой прицепа и прикручивают непосредственно к лонжеронам. В передней части применяется специальный фиксатор. Обычно это самый простой шпингалет.
Разновидности
У прицепов-самосвалов для легковых автомобилей своими руками бывают различные варианты исполнения, по аналогии с заводскими моделями.
Их можно разделить на 2 подкатегории, в зависимости от числа осей:
- одноосные;
- двухосные.
Особого внимания заслуживает подъёмный механизм, который применяется на самосвальных авто прицепах.
Выделяют 3 варианта подъёмных механизмов:
- Гидравлические. Если это простые легковые автоприцепы, использовать здесь гидравлическую систему практически не имеет смысла. Это прерогатива грузовых моделей. Реализуется система путём удлинения параллельного маслопровода машины до прицепа. Для этого используются специальные муфты. Плюс такой системы в том, что опрокинуть груз можно в любом направлении, а водителю применять физическую силу для этого не придётся.
- Пневматические. Узел основывается на пневматической системе. Это довольно интересный вариант для тех, кто интересуется, как сделать прицеп-самосвал своими руками. Хотя без определённых сложностей здесь не обошлось. Пневматика может питаться непосредственно от выхлопной системы машины. Для таких целей под дно машины крепят камеры, заключённые в прочный чехол. Камеры соединяются соответствующими патрубками и хомутами. Далее применяется штуцер, резиновый шланг. Один конец соединяется с камерами, другой — с выхлопной трубой. При наполнении камер воздухом происходит опрокидывание. Чтобы опустить прицеп, достаточно снять шланг с трубы, и воздух из камер выйдет.
- Механические. Делая легковой прицеп-самосвал своими руками, многие отдают предпочтение такому варианту. Здесь применяется ручной механизм. Причём на одноосных прицепах он не нужен, поскольку в передней части есть подпор. Убрав его, сугубо за счёт действия силы тяжести одноосный прицеп сам легко опрокидывается. Нужно лишь поддерживать его. На двухосных моделях четыре колеса обеспечивают равновесие. Поэтому сюда более актуально ставить механический узел опрокидывания. Он самый бюджетный для самостоятельного изготовления. Но и с завода стоит дешевле всех остальных самосвальных систем.
Если вас интересуют легковые прицепы-самосвалы, есть несколько вариантов для получения требуемого прицепного транспортного средства.
Рекомендации по выбору
Перед покупкой или сборкой нужно определить, где и в каких условиях в основном будет эксплуатироваться автоприцеп. Это обусловлено тем, что для прицепов предусмотрены разные варианты подвески. То, что подходит для города и трассы, будет не лучшим выбором для сельской местности и бездорожья.
Тут следует принимать во внимание такие моменты:
- Торсионная или резино-жгутовая подвеска отлично подойдёт для частого прохождения поворотов. В плане ухода неприхотливая, но непригодная к ремонту. Если торсион выходит из строя, требуется полная замена. Лучше чувствует себя на сравнительно ровной дороге. По уровню комфорта уступает конкуренту.
- Рессорная. Такая подвеска одинаково хорошо ведёт себя в условиях трассы и бездорожья, достойно проявляет свои характеристики в городе. Конструкция прочная, более лёгкая по сравнению с торсионным аналогом. Некоторые рессоры могут выйти из строя. Но это всё равно позволит продолжить движение. Пригодна к ремонту. Можно облегчить или усилить конструкцию, сняв или добавив несколько рессор.
Также стоит учесть, что резино-жгутовая подвеска обойдётся дешевле при покупке. Но рессорная система объективно даёт больше преимуществ, а потому и стоит дороже.
Получить легковой самосвальный прицеп можно несколькими способами:
- Купить готовую модель от завода-производителя. Множество заводов, которые специализируются на прицепах, имеют в своём ассортименте внушительный список самосвальных моделей. Они разработаны строго по ГОСТам, а потому с регистрацией в ГИБДД проблем точно не возникнет.
- Собрать из подручных материалов. Предусматривается полная сборка, начиная буквально с нуля. Сложный вариант для тех, кто никогда с подобным не сталкивался. Но с финансовой точки зрения можно существенно сэкономить. Проблема заключается в сертификации, прохождении испытаний и регистрации.
- Переделать готовый прицеп. За основу берётся любая бортовая модель, и в неё вносятся соответствующие конструктивные изменения.
На практике собрать прицеп-самосвал с нуля не так сложно. Но если никакого опыта и знаний в этой области нет, лучше не начинать.
Придерживаясь всех правил и стандартов, собранный самостоятельно прицеп не уступит заводским аналогам и позволит беспрепятственно выполнять поставленные перед прицепом задачи.
Сборка своими руками
Есть огромное количество примеров, схем и чертежей, по которым можно самостоятельно изготовить самосвальный легковой прицеп.
Акцентируем внимание на одном из вариантов. Тут у вас будет пространство для творчества, внесения собственных доработок и усовершенствования конструкции.
Касательно базовой конструкции прицепа можно дать несколько основных рекомендаций:
- для изготовления рамы будущего прицепа лучше использовать качественную сталь с квадратным сечением размером 40х40 миллиметров;
- ходовую часть можно не собирать, а просто взять у какой-нибудь подходящей коляски от автомобиля;
- в качестве подвески вполне можно задействовать пружины от мотоциклов типа Урал или Ява, а также найти комплект гидравлических амортизаторов либо приобрести их;
- соединить мост и раму можно с помощью подкосов (их активно применяют в строительстве, и не только).
Далее несколько рекомендаций по изготовлению.
- Для прицепа лучше предусмотреть заводскую сцепную головку. Это один из тех элементов, которые не рекомендуется собирать с нуля. Лучше купить от проверенного производителя либо снять со старого ненужного автоприцепа;
- Чтобы собрать короб кузова, воспользуйтесь стальными уголками размерами 30х30 мм. и листами фанеры. По толщине вполне будет достаточно листов фанеры на 12 мм. Крепление осуществляется гайками и болтами. Лучше крепежи типа М6;
- Продольные лонжероны можно изготовить из дерева. Пара таких лонжеронов монтируются под днище будущей самосвальной конструкции;
- Чтобы соединить самосвальный короб и раму прицепа, воспользуйтесь купленным шарнирным механизмом. Его нужно приварить к траверсам либо к лонжеронам. Всё зависит от того, в какую сторону вы хотите обеспечить разгрузку и загрузку;
- Впереди закрепите шпингалентный фиксатор. Он не позволит кузову опрокинуться во время перемещения. Убедитесь, что фиксатор работает надёжно.
Если вы хотите реализовать пневматическую систему опрокидывания, тогда между установленными лонжеронами на днище кузова прицепа фиксируются камеры от колёс. Обычно используют 3 камеры, заключая их внутрь чехла из прочного материала. Подойдёт качественный и плотный брезент.
Фиксация осуществляется винтами типа М5 к кольцам на основе металлического уголка. Их располагают на раме, днище кузова.
Используя резьбовые патрубки, гайки, набор прокладок и шайб, камеры объединяются между собой в единую систему. В нижнюю часть камеры крепят специальный штуцер L-образной формы. На него натягивается прочный шланг из резины.
Чтобы опрокинуть подобную конструкцию, достаточно надеть второй конец шланга на выхлопную трубу и запустить двигатель. В среднем на подъём кузова уходит около 3-4 минут. Если нужно опустить кузов, отсоединяется шланг и из камер стравливается воздух.
Подобная система достаточно эффективная и не самая сложная в реализации. Но на практике может пригодиться далеко не всем. Для решения бытовых вопросов, организации работы на участке, проведения небольших строительных работ на даче или в частном доме порой достаточно обычной механической системы опускания прицепа.
Одноосные прицепы и вовсе могут прекрасно обойтись без самосвального узла, поскольку они способны сами по себе опрокидываться. Достаточно лишь убрать подпорку и позволить силе притяжения сделать своё дело. Но обязательным условием для комфортного сваливания груза будет наличие откидного или съёмного борта.