Mercedes Sprinter — универсальная и надёжная машина, но и она может выходить из строя. Хотя система отопления салона и не является слабым местом модели, всё равно некоторые владельцы Спринтеров сталкиваются с её поломками.
Основным элементом отопительной системы справедливо считается печной радиатор. В зависимости от ситуации, может помочь промывка радиатора печки, либо его полная замена.
Хотя одной из самых популярных версий является СДИ 311 (CDI 311), по российским дорогам колесят и другие модификации и версии двигателей. Стоит взглянуть на особенности замены радиатора печки, а также на его промывку, если ситуация это позволяет.
Почему загрязняется радиатор и как это проверить
Засоры в радиаторе — это одна из главных причин, почему плохо работает печка. И вина в 99% случаев лежит на автовладельце. Это связано с:
- некачественным или поддельный антифризом;
- использованием обычной водопроводной воды вместо ОЖ;
- смешиванием разных видов и типов жидкостей охлаждения;
- применением герметиков для устранения течи.
Как результат, внутренние стенки обрастают налётом, который закупоривает каналы, и антифриз не может проходить через них. Нарушается циркуляция. Страдает не только отопитель салон, но и вся система охлаждения.
Проверить, что отопитель засорился, на Mercedes Sprinter довольно легко. Нужно отыскать 2 патрубка, которые идут на теплообменник и следуют в салон. Если один шланг горячий, а второй при этом явно холодный, либо едва тёплый, то засор присутствует. Хотя бывает и так, что оба патрубка горячие. Но воздух в салоне всё равно холодный. Это возможно, если системы полностью забилась. Из-за этого горячий антифриз попадает в бачок, минуя соты, и выходит оттуда, не успевая отдать тепло от двигателя.
Обычно в такой ситуации в автосервисе советуют заменить старый радиатор печки на новый. Только учтите, что нужно будет заплатить за саму запчасть и плюс отдать в 2-3 раза больше от стоимости радиатора за саму услугу по замене. Учитывая сложность демонтажа автомобильного радиатора печки Mercedes Sprinter, о чём расскажем позже, такие расценки легко объяснить.
Альтернативный вариант — это промывка печного радиатора. Причём необязательно его снимать с машины. Суть в том, чтобы снять патрубки на отопитель, подключить на их место шланги и подходящий насос и прогнать через систему промывочную жидкость.
Естественно, вы можете сами снять теплообменный элемент и промыть его в уже демонтированном состоянии. Но практика показывает, что в подобных действиях особого смысла нет. Если печной радиатор старый и уже сильно изношен, промывка может дать лишь временный результат. Эта процедура считается эффективной в 50% случаев. Наличие течи прямо указывает на то, что поможет лишь замена.
По сути, промывку проводят в тех случаях, если текущее состояние радиатора печки относительно новое, нет явных признаков износа и поломок. Это профилактическая мера. Если очистка жидкостью не поможет, тогда уже 100% потребуется менять элемент.
Что нужно для промывки
Чтобы промыть самостоятельно радиатор печки на таком автомобиле как Mercedes Sprinter, потребуется подготовить некоторые расходные материалы и стандартные инструменты.
Стандартный список состоит из:
- 150-200 граммов лимонной кислоты;
- воды;
- ведра на 10 литров;
- ёмкости, куда будет сливаться ОЖ;
- шланга на 3-4 метра в длину;
- хомутов;
- провода;
- сетки, марли или капрона;
- антифриза;
- насоса;
- плиты или кипятильника;
- гаечных ключей;
- отвёрток.
Смысл промывки радиатора неисправной печки на Mercedes Sprinter, как и на других автомобилях, аналогичный. Нужно отключить отопитель от системы, подключить вместо него шланги и насос, создающий давление. Отдельно готовится раствор для промывания, и насосом он подаётся через радиатор. Циркулирует, воздействует на охлаждения и выходит через второй шланг. Так весь мусор вымывается, и нормализуется нормальная работа радиатора печки.
Последовательность промывки
Чтобы промыть самостоятельно радиатор печки, от владельца Mercedes Sprinter потребуется выполнить несколько последовательных действий.
- Снять клеммы с аккумуляторной батареи. Сначала минус, затем плюс. Так удастся избежать появления ошибок в системе управления. Сам отопитель нужно поставить в режим максимального нагрева.
- Слить жидкость охлаждения. Сейчас радиатор заполнен антифризом. Его следует слить. Иначе при снятии патрубков всё начнёт выливаться на пол. Слить можно, постаравшись аккуратно открутить патрубки. Но лучше делать это через сливное отверстие.
- Демонтировать патрубки с печного радиатора. Тут придётся действовать через подкапотное пространство. Лучше забраться под Спринтер. Найдите 2 патрубка, которые идут в салон. Обычно их легко отыскать. Ослабьте хомуты, после чего снимите сами трубки. Оттуда наверняка будет литься остаток жидкости охлаждения. Так что заранее подготовьте ёмкость, чтобы направить её туда, а не вам в ноги.
- Подключить выбранный насос и подходящие по длине шланги. Вам потребуется пара шлангов. Убедитесь, что они подошли по диаметру. Их нужно надеть на патрубки и затянуть хомутами, чтобы ничего не выливалось при промывке. Свободный конец одного шланга соедините с насосом. Второй конец обмотайте обычной марлей и просто опустите в тару с приготовленной заранее промывочной жидкостью. Ещё на насос нужно надеть небольшой шланг, чтобы выполнялся забор жидкости. В качестве нагнетателя можно взять насос для полива, циркуляционный котельный насос, либо помпу отопителя для ГАЗели. Они доступные и недорогие.
- Подготовить жидкость для очистки теплообменника. Чтобы удалить образовавшуюся накипь и грязь с радиатора, можно воспользоваться специальными средствами из магазинов автохимии, жидкостями для очистки канализационных засоров, каустической содой или дешёвой лимонной кислотой. Причём лимонная кислота считается самой безопасной, а по безопасности не уступает конкурентам. На 150-200 грамм кислоты требуется 5-6 литров воды. Перемешайте и нагрейте смесь. Промывать лучше горячей жидкостью. Так что температура должна быть не менее 75 градусов Цельсия.
- Включить насос. Заполните шланг для забора жидкости раствором, а затем быстро поместите трубку в ёмкость. Включите в сеть свой насос. И начнётся сам процесс очистки. Жидкость начнёт циркулировать, сливая её в ведро и снова забирая в радиатор. Для этого и нужна марля, чтобы грязь заново не заходила в систему. Когда радиатор печки сильно забит, вода выходит небольшой струйкой. Но по мере увеличения воздействия кислоты, набор будет становиться всё сильнее. Чтобы полностью промыть радиатор, может потребоваться 1-3 часа. Зависит от состояния печного радиатора. Если загрязнения окажутся сильные, то промывка в итоге может и не помочь вашему Спринтеру. Придётся брать новый радиатор и менять его.
- Менять направление подачи жидкости. Это нужно делать с интервалом примерно 15-20 минут. Просто поменяйте местами шланги, подключённые к насосу. Так эффективность процедуры окажется заметно выше.
- Промыть чистой и дистиллированной водой. Оставлять в системе остатки кислоты нельзя. Поэтому после промывки возьмите ведро с обычной водой. Прогоните её через систему. Затем воспользуйтесь дистиллированной водой и сделайте то же самое.
Остаётся только залить свежий антифриз в систему охлаждения своего Mercedes Sprinter, а также убедиться в отсутствии воздушных пробок.
К сожалению, промывка не является 100% средством от проблем с печным радиатором. Это касается как Mercedes Sprinter, так и любого другого автомобиля с жидкостной системой охлаждения.
Так что когда промывка не помогает, единственный вариант спасти печки на Mercedes Sprinter — это купить новый радиатор и установить его вместо изношенного теплообменника.
Инструкция по замене радиатора печки
В некоторых ситуациях замена радиатора печки является единственным способом восстановить отопитель. Такая необходимость возникает из-за образования течи.
Да, некоторые пытаются спасать теплообменник с помощью специальных герметиков. Но это исключительно временная мера. К герметикам прибегают в крайних случаях, когда нужно срочно устранить течь, чтобы добраться до гаража или ближайшего автосервиса. После применения герметиков единственным вариантом, чтобы вернуть жизнь печке, становится замена.
Так что если вы обнаружили, что у вас течёт радиатор печки на Mercedes Sprinter, сразу же выбирайте время и место для его замены. Интернет поможет вам найти запасную деталь. Либо покупайте через обычные магазины, авторазборки, где можно найти радиатор в хорошем состоянии и за небольшие деньги.
В случае с микроавтобусами пассажирского и грузового типа Мерседес Спринтер замена радиатора выполняется по следующему алгоритму:
- Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, очистите салон от всего лишнего. Подготовьте инструменты и ёмкость для слива жидкости охлаждения.
- Открутите сливную пробку, чтобы удалить из системы антифриз. Отличный повод заменить охлаждающую жидкость.
- Снимите приборную панель. Это самый сложный и продолжительный этап. Демонтируется панель путём снятия всех основных элементов и обшивки. Хотя рулевую колонку при этом снимать необязательно.
- Теперь отключите колодку проводов от клеммы, которая подключается к дополнительному сопротивлению электровентилятора печки.
- Открутите 3 крепёжных винта, которые фиксируют воздуховод к отопителю салона Мерседес Спринтер.
- Далее открутите ещё 2 крепёжных винта. Они также удерживают воздуховод.
- Открутите крепёжную гайку кронштейна воздуховода на передней панели. Теперь воздуховод можно снять полностью.
- Следующими будут 2 винта, которые крепят накладку радиатора печки. Эту накладку следует демонтировать.
- Ослабьте натяжение хомутов, что позволит вам отсоединить шланги от патрубков радиатора. Прежде чем снимать сами шланги, подготовьте ёмкость подходящего объёма. В неё нужно будет слить остатки антифриза, которые вытекают из шлангов и самого радиатора.
- Остаётся теперь аккуратно извлечь старый печной радиатор. Новый элемент устанавливается в обратной последовательности.
Не забудьте залить свежую жидкость охлаждения, а также подключить все разъёмы и плотно закрутить соединения. Иначе придётся заново разбирать приборную панель. А это и так задача не из простых.
Насколько это сложная задача? Кто сталкивался с заменой или промывкой радиатора печки на Mercedes Sprinter? Что помогло?
Однажды столкнулся с промывкой радиатора печки, это конечно было давно, но даже также тогда я справился, хоть и информации намного меньше было, чем сейчас.
Да и промывать не так просто, скажу я вам. Тут тяжелее всего подключиться, организовать эту схему. Плюс потом вернуть все патрубки на место. Но все равно это легче, чем снимать всю приборку и демонтировать радиатор.
Промывал, но не менял. Справился сам буквально за несколько часов. Использовал лимонную кислоту. Содой сказали лучше не экспериментировать. Не знаю правда почему. Радиатор еще отработал года полтора. Потом ему совсем кирдык настал.
Промывка не дала ничего. Только убедился в начале образования течи. В итоге пришлось все разбирать и снимать. В какой-то момент подумал, что зря взялся за это сам. Надо было сдать в сервис. Но довел начатое до конца. Будьте готовыми к тому, что это очень сложно.
Без опыта и знаний вообще не лезьте туда. Не промывайте и не меняйте. Найдите адекватный сервис, и там вам все сделают. Я по неопытности влез в систему. Собрал приборную панель так, что половина приборов не работала. Плюс переломал кучу пластика. Криворуким как я прямая дорога в автосервис.