Самостоятельная замена печного радиатора Volkswagen T4

О наличии печки в автомобиле большинство автовладельцев вспоминает, когда температура за бортом опускается ниже +5 градусов. И нередко после длительного простоя оказывается, что штатный отопитель работает не так, как нужно. Другими словами – не обеспечивая поступление в салон достаточного количества тёплого воздуха.

Автомобиль Volkswagen T4

Сегодня мы попробуем разобраться, почему такое может происходить на грузопассажирском Transporter от Volkswagen, и можно ли самостоятельно устранять неисправности подобного рода.

Особенности системы отопления Volkswagen Transporter Т4

Принцип работы отопительной системы любого автомобиля неизменен: самым экономичным и надёжным в реализации способом обогрева салона является использование охлаждающей жидкости, нагреваемой до высоких температур на тракте силового агрегата. Не является исключением и Transporter Т4, но здесь используется две печки: одна не справляется с обогревом большого внутреннего объёма машины. Основным, конечно же, является передний отопитель, дополнительным – печка, расположенная у основания раздвижных дверей. Диагностика неисправностей системы отопления немного усложняется, но нужно понимать, что далеко не всегда виновником холода является именно печка.

Салон Volkswagen T4
Замена печного радиатора

По этой причине все неисправности подразделяются на две большие группы:

  • те, которые относятся к компонентам системы охлаждения;
  • неисправности отопительного блока.

В последнем случае чаще всего виновником проблем является радиатор отопителя Volkswagen T4: он может дать течь или забиться, и необязательно из-за неправильных действий автовладельца. Чтобы уточнить диагноз, радиатор нужно демонтировать, а это непростая задача.

Главное предназначение радиатора системы охлаждения, расположенного в передней части моторного отсека – охлаждение антифриза, нагретого при прохождении через двигатель. Печной радиатор тоже охлаждает антифриз, но при этом нагревает воздух, идущий в салон. И если с теплом проблемы, начинать искать причину нужно с радиатора, и только после этого проводить диагностику всех остальных узлов отопителя.

Демонтаж торпедо Volkswagen T4
Снятие приборной панели

Признаки неисправности радиатора отопителя

Автомобиль недаром называется движимым имуществом. Это не стационарный объект, и потому все его узлы и агрегаты, крепящиеся тем или иным способом к раме или другим узлам, подвержены воздействию разнонаправленных механических сил. Большинство автомобильных деталей надёжно защищено от внешних воздействий прочным корпусом. Радиатор также частично защищён, но поскольку принцип его действия – это теплообмен, соты радиатора нельзя поместить в закрытое герметичное пространство. По этой причине тонкостенные трубки находятся в зоне высокого риска и могут подтекать в наиболее подверженных к этому местах.

В результате объём антифриза в системе постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и теплоотдача радиатора, и в машине становится всё холодней.

Признаки течи радиатора печки Volkswagen Т4 известны: наличие характерного сладковатого запаха в салоне и лужицы или мокрые пятна на передних ковриках или под ними.

Проблема лечится пайкой, но для этого нужно демонтировать печку. Многие водители поступают проще: добавляют в антифриз специальные герметики, которые закупоривают трещины в магистрали независимо от их локации. Метод эффективный, но чреват крайне неприятными последствиями: подобные средства, реагируя с охлаждающей жидкостью, выпадают в осадок и оседают не только на дырках и трещинах, но и на всей поверхности трубок, уменьшая их просвет. При этом количество ОЖ, проходящей через соты, уменьшается пропорционально уменьшению просвета. Получается замкнутый круг: избавившись от одной неприятности, мы тут же приобретаем новую проблему.

Впрочем, засорение трубок радиатора, образование на них накипи – это естественный процесс, которому подвержены все без исключения транспортные средства. Но скорость образования таких загрязнений существенно увеличивается, если вы практикуете использование в тёплое время годы воды вместо тосола, или заливаете дешёвый антифриз низкого качества.

Отопительная система Volkswagen T4
Демонтаж печки на Volkswagen T4

Замена радиатора печки Volkswagen Transporter Т4

Самый надёжный и одновременно радикальный способ решения проблем с закупоренным или пробитым радиатором – его замена. Большая часть работ выполняется в салоне, в моторном отсеке нам потребуется только слить ОЖ (частично) и отсоединить патрубки, идущие от мотора к печке.

Процедура демонтажа печного радиатора Transporter Т4:

демонтируем перчаточный ящик:

  • снимаем вентилятор, расположенный за бардачком, отгибая клипсу и проворачивая моторчик по часовой стрелке;
  • отсоединяем клеммы питания вентилятора, а также резистора переключения скоростей;
  • вытаскиваем вентилятор с моторчиком, сместив его к центру облицовочной панели;
  • демонтируем воздуховод, открутив три болта (потребуется ключ с шестигранной головкой);
  • к печке воздуховод крепится клипсами, их необходимо также отстегнуть;
  • теперь необходимо отсоединить приводные тросики, управляющие воздушными заслонками;
  • теперь открылся доступ к корпусу отопителя. Он крепится к двигателю двумя болтиками, открутить которые можно только из моторного отсека;
  • следующий шаг – демонтаж дренажной трубки;
  • теперь корпус печки ничто не удерживает – осторожно вытаскиваем его наружу;
  • осталось извлечь радиатор из корпуса печки, открутив пару саморезов и отщёлкнув несколько зажимов.

Можно попытаться промыть радиатор, но, как показывает практика, это помогает ненадолго. Если вы не хотите уже в следующем году проделывать ту же работу – выход один: замена радиатора печки Volkswagen T4 на новое изделие. Покупать бэушный радиатор мы не рекомендуем, его соты наверняка тоже покрыты накипью, что в среднесрочной перспективе грозит теми же последствиями.