Когда мы говорим о японских автомобилях, обычно в голое возникают ассоциации с отличным качеством и надёжностью, что в целом, конечно же, соответствует истине. Страна Восходящего Солнца до сих пор сопротивляется переносу производственных мощностей в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии с дешёвой рабочей силой, предпочитая жёстко контролировать производственные процессы. Кроссовер Мазда хорошо известен российским автомобилистам как образец истинного японского качества и ответственного отношения к каждой детали автомобиля. Много внимания уделяют японцы и вопросам безопасности и комфорта для водителя/пассажиров – неслучайно именно здесь появился первый автомобильный кондиционер. Салонный фильтр, являясь обязательной составной частью современных автомобильных климатических систем, обеспечивает качественную защиту салона от проникновения загрязнений и посторонних запахов.
Функции фильтра салона
Создание комфортного микроклимата в автомобиле – задача, которая стояла перед автопроизводителями с момента появления первой серийной легковушки. За прошедшее время система вентиляции автомобиля не претерпела существенных изменений, касающихся принципов её функционирования, но конструктивно и с точки зрения используемых материалов пределов совершенствования пока не видно. Воздуховоды являются обязательной составляющей климатических систем, и, хотя и отопитель, и кондиционер могут непродолжительное время работать в режиме рециркуляции, основная часть воздуха поступает в салон извне. Пыль, вредные выхлопы, пыльца растений и другие загрязнители без наличия фильтра легко проникают в салон, создавая серьёзные трудности для водителя/пассажиров, ухудшая безопасность движения и угрожая здоровью присутствующих в машине людей.
Салонный фильтр Мазда СХ-5 прекрасно справляется со всеми перечисленными негативными факторами, препятствуя проникновению в салон посторонних запахов и на «пятёрку» справляясь с возложенными на него функциями. Единственная проблема заключается в том, что это расходный материал: со временем даже самый совершенный фильтр забивается, и его использование становится всё менее эффективным. Поэтому автовладельцы должны следить за состоянием фильтровального элемента и производить регулярную его замену.
Принцип работы фильтра салона
На большинстве автомобилей используется два типа фильтров:
- обычные противопылевые;
- угольные.
Стандартный бюджетный противопылевой фильтр состоит из бумажного волокна со специальной структурой, которое беспрепятственно пропускает воздух, задерживая при этом все механические частицы определённого размера. Наличие пропитки активированным углём позволяет задерживать также углекислый газ и другие присутствующие в воздухе высокомолекулярные соединения. Отметим, что адсорбирующие способности фильтрующего материала невозможно сделать сколь угодно большими (хотя технически это не сложно), поскольку имеется обратная зависимость между способностью пропускать воздух и задерживать его загрязнители: увеличивая один показатель, мы одновременно ухудшаем другой.
Антиаллергенный фильтр салона Mazda CX-5 произведён из целлюлозы (альтернативный вариант – из синтетических волокон с аналогичными характеристиками). Имеет прямоугольную форму и гофрированную поверхность, что позволяет предотвратить проникновение на другую сторону микрочастиц пыли, сажи и резины (как результата износа автомобильных протекторов), а также пыльцы различных растений, что особенно важно для аллергиков.
Кстати, синтетические волокна обладают способностью формировать на поверхности статическое электричество, благодаря которому удаётся намного проще притягивать пыль, которая, как известно, не прочь обосноваться на заряженных поверхностях. Пропитка волокон хлоркой позволяет выполнять и дезинфицирующую функцию, убивая значительную часть находящихся в атмосферном воздухе микробов.
Современный салонный фильтр имеет многослойную структуру волокон, обеспечивая более качественную очистку без уменьшения пропускной способности фильтровального материала. Задача первого слоя – грубая очистка от достаточно крупных частиц. Обладая достаточной прочностью, этот слой не рвётся при попадании на него мелких веточек, насекомых и тому подобных предметов. Второй слой ответственен за качественную очистку от мелкодисперсных частичек, а третий пропитывается активированным углём, обладающим способностью адсорбировать летучие вещества и некоторые газы, предотвращая проникновение в салон вредных соединений и неприятных запахов.
Преимущества и недостатки автомобильных фильтров салона
Выбирая тип салонного фильтра Мазда СХ-7 для замены, следует ознакомиться с достоинствами и недостатками обычных и угольных фильтровальных элементов. Плюсы обычных противопылевых изделий:
- доступная стоимость;
- абсолютная защита от попадания внутрь автомобиля мелких и крупных частиц мусора;
- хорошая фильтрация входного воздушного потока от патогенной микрофлоры и пыльцы растений;
- снижение запотевания автомобильных стёкол;
- обеспечение бесперебойного функционирования вентилятора за счёт высокое пропускной способности обычного фильтра.
Вместе с тем бюджетный вариант характеризуется и очевидными недостатками:
- он не в состоянии защитить салон кроссовера от проникновения снаружи посторонних запахов;
- не справляется он и с вредными для здоровья токсическими веществами (например, углекислым газом).
Угольные фильтры в этом плане более предпочтительны, поскольку наличие слоя со специальной пропиткой позволяет эффективно бороться с распространением в салоне неприятных запахов. Такой фильтр обладает способностью задерживать до 95% загрязняющих веществ и более качественно очищать воздух от влаги, препятствуя запотеванию стёкол. Оснащённый таким изделием автомобиль может использовать обдув, даже находясь на протяжении длительного времени в городской пробке. Единственный очевидный недостаток угольных фильтров – высокая стоимость (они дороже обычных аналогов примерно вдвое или больше).
Многих российских автовладельцев можно охарактеризовать стремлением снизить стоимость эксплуатационных расходов посредством покупки более дешёвых расходных материалов и запчастей, что касается и салонного фильтра. Более того, некоторые водители вообще считают эту деталь бесполезной или не столь важной, как, например, воздушный фильтр.
Такой подход трудно чем-либо оправдать – рано или поздно проблема загрязнения салона скажется на здоровье тех, кто вынужден находиться в автомобиле длительное время. Поэтому пренебрегать проведением регулярной замены салонного фильтра Mazda CX-5 ни в коем случае не следует, а при выборе фильтровального элемента следует руководствоваться здравым смыслом (если присутствие посторонних запахов для вас некритично, можно обойтись и обычным противопылевым изделием).
Что касается выбора между оригинальными и неоригинальными расходниками, то здесь важно помнить, что, во-первых, в деле создания максимально комфортных условий в автомобиле ценовой вопрос не должен быть главенствующим, а во-вторых, что сегодня имеется немало добротных аналогов, мало в чём уступающих оригинальным фильтрам. Учесть нужно и то, что стоимость качественных оригинальных/неоригинальных изделий в целом сопоставима.
Когда нужно производить замену салонного фильтра Мазда СХ-5
Узнать срок службы фильтрующего элемента можно, прочитав о периодичности проведения соответствующих регламентных работ в руководстве пользователя. Но полагаться на теоретический показатель не совсем верно, поскольку на этот показатель влияет немалое количество факторов, от стиля вождения владельца Мазды до региональных климатических особенностей. В частности, в регионах с влажным климатом срок службы салонного фильтра будет меньше среднестатистического, поскольку мокрая целлюлоза или синтетическое волокно забиваются намного быстрее. То же самое можно сказать, если автомобиль эксплуатируется в сельской местности (или вынужден много ездить по грунтовым дорогам). Существенно уменьшает ресурс фильтровального элемента ежедневная многочасовая езда в пробках.
В таких случаях нужно руководствоваться не регламентными сроками, а признаками, указывающими на необходимость выполнения процедуры замены фильтра салона Мазда СХ-7 – появлением стойких неприятных запахов (угольный фильтр способствует накоплению летучих веществ, которые со временем начинают просачиваться через барьер), ухудшением эффективности обдува. Как показала практика, наличие хотя бы одного из перечисленных провоцирующих факторов приводит к необходимости осуществлять замену фильтровального элемента каждые 4-6 месяцев, благо, что его стоимость не настолько высока, чтобы сделать эту операцию обременительной в финансовом плане.
Алгоритм замены
А теперь опишем, как поменять салонный фильтр Мазда СХ-5 самостоятельно, без посещения станции техобслуживания или специализированного сервиса, услуги которых обойдутся вам «в копеечку». Обычно при описании последовательности действий по замене какого-нибудь автомобильного узла приводится список инструментов, которые для этого потребуются. В нашем случае никаких специализированных инструментов готовить не нужно, поскольку данная операция выполняется только руками. Отметим, что такое в практике обслуживания транспортных средств встречается нечасто. Во всяком случае, на Мазде СХ-5/7/9 с этой задачей в состоянии справиться даже пресловутая «блондинка».
Как и на большинстве других автомобилей, в Мазде салонный фильтр расположен за перчаточным ящиком, и, чтобы получить к нему доступ, нужно снять крышку бардачка. Опишем последовательность действий по замене салонного фильтра Mazda CX-5 с максимальной детализацией:
- чтобы работать было удобнее, сдвигаем сиденье переднего пассажира в сторону заднего ряда сидений, насколько это возможно;
- открываем бардачок и выкладываем из него все вещи на заднее сиденье или в заранее приготовленный короб;
- при открытой крышке бардачка наживаем на боковые струбцины, легонько вдавливая их внутрь (усилия нужно прикладывать в районе нахождения фиксаторов, чтобы свести к минимуму риск поломки тонкого пластика). Выводим из зацепления сначала один, а затем противоположный боковой фиксатор перчаточного ящика (обладая достаточной сноровкой, эту операцию можно производить и одновременно);
- теперь нам ничто не мешает сдвинуть бардачок вниз, потянув его на себя;
- при этом откроется доступ к собственно салонному фильтру (его можно узнать по белой панели, виднеющейся в глубине ниши перчаточного ящика). Осторожно вытаскиваем фильтр;
- многие водители, убедившись в том, что фильтр салона не сильно загрязнён, проводят манипуляции по его прочистке с целью дальнейшей эксплуатации. Мы не советуем этого делать, поскольку очистить слои до первоначального состояния всё равно не удастся, а в случае угольного фильтра речь идёт и о слое активированного угля;
- перед тем, как заменить салонный фильтр Мазда СХ-5 на новый, его следует аккуратно извлечь из упаковки и правильно сориентировать в пространстве (по обеим осям, вертикальной и горизонтальной). В качестве ориентира служит полоска с белым язычком – она должна быть видна из салона, а ориентацию по вертикали определяем по стрелочке, указанной на самом фильтре: она должна глядеть стрелкой вниз;
- остается вставить фильтр на штатное место, для чего засовываем его, пока он не упрётся в каркас, и затем сдвигаем фильтровальный элемент в сторону подкапотного пространства. Приподнимаем вверх бардачок, вводим фиксаторы в зацепление, аккуратно сдавливая стенки;
- укладываем в перчаточный ящик все предварительно вынутые вещи и закрываем крышку бардачка;
- сдвигаем пассажирское кресло на прежнее место.
Даже при отсутствии опыта замены на всю операцию уйдёт не более 20 минут, а продвинутые пользователи справляются с этой задачей за 3-5 минут.