Сильный мороз для некоторых регионов России — не новость и не что-то сверхъестественное. Даже в средней полосе ночи бывают крайне холодными.
От мороза страдает многое, включая автомобиль. И одним из уязвимых элементов выступает аккумуляторная батарея.
При неполном замерзании АКБ ещё можно вернуть к жизни. Но если корпус лопнул и деформировался, то единственным и правильным решением станет утилизация.
О проблеме замерзания батареи, а также способах её решения многие автомобилисты хотят узнать подробнее.
Что делать в такой ситуации
Когда в аккумуляторе замёрз электролит, это неприятно и потенциально опасно. Ни один водитель не будет в восторге, если утром, отправляясь по делам, окажется, что машина не открывается и не заводится. Причина наверняка в АКБ. Она замёрзла от мороза, потеряла свою ёмкость и теперь не функционирует. Признаком замёрзшего аккумулятора называют наличие на корпусе выпуклых стенок, а также слой инея.
На практике не просто так заставить батарею полностью замёрзнуть. Здесь должно произойти несколько событий:
- аккумулятор достаточно старый и изношенный;
- он остался на морозе в разряженном состоянии на сутки и более;
- в электроцепи есть внушительная утечка тока, из-за которой за ночь аккумулятор мог сесть;
- машина долгое время находится при сильном морозе на улице.
Вообще современные АКБ выдерживают температурные нагрузки от -40 до +60 градусов Цельсия. Но это при определённых условиях. Иногда они кипят и при 30 градусах на улице, а также замерзают при -15.
Вопрос в том, что делать в такой ситуации. Самым неправильным действием будет моментальное подключение к зарядному устройству.
Действовать рекомендуется по такому алгоритму:
- снять с машины батарею;
- визуально её осмотреть на наличие трещин и следов вытекающего электролита;
- поместить в ёмкость с эмалированным покрытием;
- если признаков деформации нет, приступить к зарядке особым методом.
Важно убедиться, что жидкость на поверхности корпуса не опасная. Это не кислота с водой, а просто образовавшийся конденсат. Порой электролит выходит даже через микротрещины, которые визуально не видно.
Подвергать АКБ быстрой разморозке нельзя. Бывали случаи, когда водители направляли на батарею тепловую пушку, либо кидали в ванную с горячей водой. Это очень опасно. Не делайте так.
Лучше занести АКБ в квартиру, вынести на балкон, если он застеклён. Через несколько часов переместить в комнату.
Также можно взять ёмкость, налить холодную воду и положить аккумулятор. По мере оттаивания добавлять немного тёплой воды. Наберитесь терпения. Дайте батарее естественным путём дойти до состояния комнатной температуры.
Возможно ли замерзание
Многим интересно, на каком же морозе плотно замерзает электролит, который находится в аккумуляторе. И вообще, возможен ли такой сценарий на практике.
Вообще температура замерзания электролита, используемого в аккумуляторе, зависит от нескольких факторов:
- степени зарядки;
- напряжения;
- плотности электролита.
Все знают, что замерзание воды происходит при 0 градусов Цельсия. Электролит — это смесь воды и кислоты. А потому замерзание зависит от концентрации компонентов.
К примеру, полностью заряженная на 100% батарея с напряжением 12,6 В и плотностью 1,27 г/см3 замёрзнет только при -60 градусах.
Но если напряжение упадёт до 12 В, а плотность при этом станет 1,16 г/см3, тогда достаточно и -16 градусов Цельсия.
Худший вариант — это в ноль разряженный источник питания, где напряжение около 11,7 В, а плотность электролита всего 1,11 г/см3. Тут хватит и -7 градусов.
Далеко не просто получить из электролита плотный кусок льда, способный привести к повреждению корпуса, вздутию банок и изгибанию пластин. Для этого потребуется полностью разрядить устройство и подержать при низкой температуре хотя бы 1-2 дня. Но и такое случается.
Здесь главное — не допустить ошибку и не поставить сильно замороженный аккумулятор на зарядку.
Почему это происходит
Теперь к вопросу о том, почему же аккумуляторы замерзают и с чем это связано.
Внутри АКБ протекают окислительно-восстановительные непрерывные реакции.
Если устройство разрядится, то на пластинах будет появляться осадок из сульфата свинца. Причём он нерастворимый. Так процесс называют сульфатацией. Параллельно снижается концентрация электролита. Воды выделяется больше, а кислоты становится меньше.
Логично спросить, почему аккумулятор неожиданно для многих замерзает именно зимой, а летом и весной машине ничего не грозит. Всё просто.
Снижение концентрации электролита ведёт к увеличению количества воды. А чем её больше, тем меньше должна быть температура для её кристаллизации.
Не зря именно на зиму автомобилисты обычно ставят новые батареи, либо тщательно готовят эксплуатируемую АКБ к периоду заморозков.
Критичной считается плотность ниже 1,26 г/см3 и температура ниже -10 градусов Цельсия. Тогда и возникает риск замерзания.
Процедура зарядки после замерзания
Теперь к вопросу о том, что делать, если аккумулятор замёрз. Про первостепенные меры вы знаете. Нужно снять батарею, переместить её в более тёплое помещение и дать растаять льду внутри естественным путём.
Желательно избегать принудительной разморозки с помощью тепловых пушек или горячих ванн. Также не рекомендуется оставлять АКБ оттаивать около радиатора отопления. Наберитесь терпения.
Если вы сомневаетесь, можно ли заряжать ещё замёрзший аккумулятор, то отбросьте все сомнения. Этого нельзя делать ни коем случае. Даже если кто-то убеждает вас в обратном. Спросите у любого специалиста или опытного водителя, можно ли заряжать батарею, если это замёрзший аккумулятор. Ответ будет однозначно отрицательным.
Но тогда что делать и как в такой ситуации завести двигатель автомобиля, если аккумулятор замёрз. Есть разные пусковые устройства, бустеры. Кто-то заводится с толкача. Но оставлять под капотом замороженную батарею, подключённую к проводке машины, и пытаться завестись, опасно.
Ведь в такой ситуации также начнётся зарядка. Только не от ЗУ, а через генератор автомобиля. Результат тот же. Это разрыв корпуса, вытекание электролита, воспламенения и пр.
Если случилось так, что электролит внутри замёрз, то действовать нужно последовательно. После оттаивания убедитесь, что никаких повреждений и деформаций нет. Электролит ни от куда не вытекает. Это указывает на то, что АКБ можно реанимировать.
- Для таких целей используйте только автоматические устройства для зарядки аккумуляторов. Они дают возможность полностью восстановить заряд.
- На первом этапе используется ток импульсного типа. На некоторых ЗУ есть режим циклической зарядки. Он оказывает эффект десульфатации. Ведь для начала важно избавиться от сульфатного осадка, который накопился на поверхности свинцовых пластин.
- Основной процесс зарядки выполняется аккуратно. Если в обычном режиме используется ток 10% от номинальной ёмкости, то после заморозки он снижается до 5%. Если условная батарея имеет ёмкость 60 Ач, тогда на неё следует подавать ток 3 А и заряжать 8-10 часов.
- С течением времени зарядный ток автоматически начинает снижаться. Потому и важно использовать автоматические ЗУ.
- Процесс прекращается тогда, когда напряжение на клеммах достигает необходимых нормальных значений. Это 12,6 В.
Поскольку не все батареи обслуживаемые, проверить электролит на прозрачность не получится.
Но если крышки снимаются, тогда стоит их открутить, взять небольшое количество электролита в шприц, и изучить его состояние. Если жидкость стала мутной, то пластины посыпались. Не исключено, что внутри произошло короткое замыкание. Такой аккумулятор эксплуатировать нельзя.
Даже после оттаивания заряжать АКБ стандартным током в 10% от ёмкости нельзя.
Увы, но при восстановлении батареи часто выдают новые капризы. Дотянуть до конца сезона можно, но на лето будет правильно и рационально купить новый источник питания для своего автомобиля.
Каждая банка в аккумуляторе выдаёт по 2,1 В. В сумме получается 12,6 В. Если после восстановления замеры показывают 10,5 В, то одна из банок вышла из строя. Реанимировать её вряд ли получится. А потому придётся утилизировать устройство.
Увы, но даже при серьёзном замерзании одной из секций АКБ порой вернуть к жизни батарею не получается. Но попробовать стоит.
Как предотвратить замерзание
Чтобы не разгребать последствия, после того как аккумулятор на автомобиле замёрз, лучше не допустить развития таких событий.
Для этого придётся предпринять ряд мер.
Вообще сложно сказать однозначно, будет ли аккумулятор нормально работать, если он замёрз. Всё индивидуально. Если не пошли трещины, не осыпались пластины, и не произошло короткого замыкания в банках, то восстановление возможно. Но есть и такие ситуации, когда электролит замёрз и АКБ потеряла все шансы на реанимацию.
Есть несколько советов по недопущению замерзания:
- бережное отношение к батарее;
- периодические замеры возможных утечек в бортовой сети;
- поддержание работоспособности генератора;
- утепление аккумуляторной батареи;
- минимальные стоянки и больше непрерывных поездок;
- повышение плотности электролита на зимний период;
- использование АКБ с большей ёмкостью.
Для жителей северных регионов советуют брать батарею на 20% больше по мощности, нежели указано в руководстве.
Сталкивались ли вы с замерзанием АКБ? К каким последствиям это привело? Как размораживали? Удалось ли восстановить аккумулятор?
Делитесь своим опытом и мнением на этот счёт.
Подпишитесь, оставьте комментарий и задайте вопрос!