Работа генератора современного автомобиля нацелена на обеспечение электроэнергией множества потребителей на борту. С учётом сложных условий эксплуатации все звенья в этой цепи должны быть исправны. Поэтому появившийся свист из отсека двигателя ВАЗ-2110 должен насторожить владельца. Проверку состояния ремня генератора надолго откладывать нельзя.
Устройство принцип работы генератора ВАЗ-2110
На машине ВАЗ-2110 установлен генератор с индексом 94.3701. Эта модель характеризуется основными позициями:
- агрегат переменного тока;
- по типу — трёхфазный со встроенным выпрямительным блоком;
- с электронным регулятором напряжения;
- направление вращения — правое (со стороны подключения провода).
Устройство генератора ВАЗ-2110 с учётом его типа предполагает преобразование переменного тока в постоянный. Для этого в конструкции использовано несколько диодов (три пары):
- положительный диод;
- отрицательный диод;
- дополнительный диод.
Таким образом, преобразованный ток позволяет производить зарядку аккумулятора в движении, а также питать остальных потребителей:
- двигатель автомобиля (система зажигания);
- электронные системы;
- элементы системы освещения;
- внутренних потребителей в салоне (системы микроклимата, аудиосистема и других).
В отдельные периоды базовая модель заменялась генератором ААК-5102 (Словения), который по своим установочным размерам и характеристикам является взаимозаменяемым с ныне устанавливаемым.
При подключении схема генератора модели ВАЗ-2110 не отличается от привычной у других моделей:
- «плюс» подключается к клемме «В+» генератора;
- «минус» всегда соединён с корпусом автомобиля (массой).
Не допускают работу электрической машины с отсоединённой аккумуляторной батареей, что может привести к выходу из строя регулятора напряжения или диодного моста.
Признаки растянувшегося ремня электрогенератора
С запуском двигателя в случае растянутого ремня возможно появление постороннего звука, похожего на свист. При изменении числа оборотов или других условий звук может исчезать или появляться вновь.
Появление свиста не всегда означает именно слабую натяжку элемента. Среди возможных причин обычно называют:
- Слабое натяжение. При всех равных условиях появление свиста происходит с повышением нагрузки на ремень. Это, к примеру, происходит ночью с учётом включения водителем внешних световых приборов.
- Разрушение материала. При длительной эксплуатации проявление износа начинается с небольших трещинок с последующим окрашиванием материала из структуры.
- Тугое вращение ротора. Среди возможных нарушений работы электрической машины возможен скорый выход подшипников из строя.
Уточнить причину неисправности или провести натяжение лучше как можно быстрее, чтобы не оказаться без источника энергии посреди пустого шоссе.
Как натянуть ремень
Если контрольный осмотр элемента привода не выявил следов явного износа, то натяжка ремня генератора на ВАЗ-2110 позволит решить проблему свиста.
Но прежде рекомендуется проверить степень натяжения. Ведь если операцию проводить для нормально натянутого ремня, возникает риск превысить разумное значение. Так нагрузка на подшипники ротора будет увеличена.
В справочных материалах присутствуют нормируемые значения для проверки степени натяжения. Но на практике не всегда есть возможность отыскать такие цифры (ориентировочно — нажатие на ремень с усилием эквивалентным 10 кгс или 100 Н).
Вполне достаточно, если оценку уровня натяжения провести обычным проверенным способом. Если по центру ремня (между двумя шкивами) приложить усилие «от руки», то ремень должен прогнуться на 8-10 мм. Если больше, операцию придётся выполнить повторно.
Недостаточная натяжка не только приводит к появлению неприятного свиста, в этом случае аккумулятор не получает должного уровня заряда, а приводные шкивы получают определённую долю выработки.
Как натянуть собственными руками ремень генератора на ВАЗ-2110:
- снимают защиту моторного отсека снизу (при её наличии);
- ослабляют гайки верхнего и нижнего болтов (соответственно, со стороны капота и из смотровой ямы);
- проводят натяжение путём воздействия на регулировочный болт (вращение по часовой стрелке);
- затягивают гайки крепёжных болтов.
В случае чрезмерного натяжения ослабить ремень можно таким же образом. При этом регулировочный болт вращают в обратную сторону: приближая корпус генератора к блоку цилиндров.
Инструкция по замене генератора на ВАЗ-2110
Операция «натяжения/ослабления» гибкого элемента привода не имеет смысла, когда при визуальной проверке обнаружены признаки износа. Даже если подтянуть деталь, то не исключён скорый обрыв гибкого звена. В этом случае актуальна замена ремня привода генератора ВАЗ-2110. Тем более, что операция не представляет сложности с технической точки зрения.
Прежде всего, нужно купить новый ремень. Для этого не лишним будет предварительно уточнить размер «расходника».
Размер приводного ремня может отличаться в зависимости от установленного двигателя и технической комплектации модели.
Для ВАЗ-2110 возможно несколько вариантов:
- при отсутствии агрегата гидроусилителя и компрессора кондиционера — 725 мм;
- в случае установки гидравлического усилителя руля — 1115 мм;
- если в дополнение к гидроусилителю добавлен и кондиционер, 1125 мм.
Не исключён вариант, что продавец сможет подобрать аналог, который предназначен для установки на другие модели АвтоВАЗ.
До начала выполнения работ готовят комплект ключей, а автомобиль располагают так, чтобы иметь доступ к моторному отеку снизу (на подъёмник или смотровую яму). Дальше работы проводят в следующей последовательности:
- слегка ослабляют крепление нижней гайки и натяжного болта;
- снимают натяжение ремня (процесс был описан в предыдущем разделе);
- сдвигают корпус генератора в сторону блока двигателя, что позволит снять ремень.
Установку нового элемента привода выполняют, начиная со шкива коленчатого вала. На завершающем этапе накидывают ремень на шкив генератора и проводят его натяжение.
Расположение, демонтаж и установка генератора ВАЗ-2110
Помимо снятия генератора для замены ремня на ВАЗ-2110, демонтаж выполняют для ремонта самого агрегата. Поскольку он расположен в передней части на двигателе слева внизу (со стороны бампера), то и доступ к нему достаточно открытый. При этом снять генератор на ВАЗ удобнее в направлении «вниз».
До начала работ по демонтажу проводят снятие клеммы «минус» с аккумуляторной батареи. Дальше работы выполняют в последовательности:
- снимают провод на корпусе с клеммы «В+» (удобнее выполнять головкой с трещоткой на 10);
- выкручивают регулировочный болт;
- снимают натяжение ремня, отвернув гайки нижнего и верхнего крепёжных болтов;
- нижний болт выбивают, а верхний снимают вместе с планкой;
- снимают приводной ремень, вынимают агрегат.
После того как удалось снять генератор, проводят его оценку и необходимый ремонт. Последующая установка исправного устройства проводится в обратном порядке. Только на завершающем этапе выполняют подключение генератора ВАЗ-2110 и установку клеммы на АКБ.
Преимущество генератора «десятки» — его разборная конструкция. Поэтому при необходимости не стоит искать новый генератор в сборе.
Замена деталей генератора ВАЗ-2110
Среди наиболее доступных операций по ремонту генератора можно выделить:
- замена подшипников генератора ВАЗ-2110;
- замена щёток генератора.
Подачу слабого тока на зарядку аккумулятора несложно диагностировать через показания контрольной лампы на приборной панели. Чаще всего причиной являются изношенные щётки.
Для диагностики потребуется вспомнить, как проверить щётки генератора ВАЗ-2110 мультиметром. Если его поставить в режим «=20 В», красный провод присоединяют к выводу 30, а чёрный — «на массу», то прибор должен показывать напряжение на уровне 15,5 В. Это нормально работающий генератор. В противном случае потребуется замена изношенных щёток.
Но если их перестановка не дала результата, то, возможно, потребуется замена диодного моста генератора ВАЗ-2110. Для выполнения действий потребуется использование контрольного тестера. Учитывают, что потребуется несколько проверок диодного моста:
- замер между пластинами — только в одном из двух направлений наблюдается сопротивление на уровне более 800 Ом;
- проверка диодов попарно — проверяют 3 диода по положительной пластине и в обратном порядке.
Сопротивление появляется только в одном из случаев. Аналогичную проверку проводят и для другой пластины. Там ситуация будет обратная.
Следует учитывать, что разбор генератора ВАЗ-2110 потребуется только в крайнем случае. Обычно автовладельцы сами идут только на частичную разборку. К примеру, когда требуется поменять шкив генератора ВАЗ-2110 при его износе.
А меняли ли вы самостоятельно ремень генератора на ВАЗ-2110? Если да, то делитесь опытом в комментариях, это будет полезно нашим читателям.
С появлением свиста стараюсь быстрее купить новый ремень. Даже если натяжением свист удается убрать, по опыту знаю, что это первый признак износа. И чтобы не остаться на дороге в случае обрыва, вожу некоторое время новый ремень с собой.