Производители уверяют, что гелевый аккумулятор способен исправно служить своему владельцу около 10 лет. Однако на практике подобные аппараты могут выходить из строя гораздо раньше указанного срока. Причины скрываются в снижении ёмкости батареи, высыхании электролита или механических повреждениях. Некоторые проблемы можно решить самостоятельно в домашних условиях, не прибегая к покупке новых источников питания или к услугам дорогостоящих мастеров.
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
Классические свинцово-кислотные батареи были усовершенствованы производителями, в результате чего на полках автомагазинов появились источники питания с желеобразным наполнителем в качестве электролита. Подобная структура наполнителя образуется за счёт использования силикагеля и дистиллята. Они наглухо запаяны внутри корпуса.
Благодаря применяемой конструкции повышаются экологичность и безопасность эксплуатации прибора. Это позволяет устанавливать его не только внутри салона автомобиля, но и размещать в жилом помещении. Увеличение срока службы обеспечивается за счёт минимализации выбросов газов в атмосферу, повторного их использования в процессе срока службы. Так как электролит находится в связанном состоянии, то гелевую батарею можно располагать в пространстве в любом положении:
- строго вертикально клеммами вверх;
- боком в горизонтальном положении;
- в перевёрнутой позиции.
К плюсам гелевых моделей аккумуляторов принято относить возможность быстрой подзарядки, нетребовательность к глубокому заряду/разряду и возможность оставаться в режиме ожидания на протяжении двух лет.
Производители обеспечили повышенное количество циклов заряда/разряда, чтобы владельцы смогли интенсивнее эксплуатировать подобные приборы. В качестве минусов гелевых источников питания стоит упомянуть сложность эксплуатации при низкой температуре окружающей среды. Чрезмерные морозы способны кристаллизовать электролит и привести его в хрупкое состояние.
Также во время зарядки такая батарея нуждается в стабильном напряжении. Резкие перепады, доходящие до 15 В, способны быстро вывести источник питания из строя. Для зарядки применяются специальные з/у, выдающие стабильные выходные параметры.
В сравнении с классическими свинцово-кислотными АКБ гелевые аналоги стоят достаточно дорого. Некоторые модели предлагаются по цене в 3–5 раз выше обычных батарей.
Подлежит ли гель восстановлению
Прежде чем узнать, реально ли восстановление дома гелевого автомобильного аккумулятора, необходимо тщательно протестировать его на работоспособность. Для таких целей обычно используется нагрузочная вилка с вольтметром. Если заметно быстрое падение напряжения во время тестирования, то высок риск скорого выхода из строя АКБ.
Наиболее частой причиной поломки батареи является пересыхание электролита. Потеря влаги провоцирует падение уровня электролита в банках. Их можно приоткрыть любым удобным способом, например, поддев крышку ножом или плоской отвёрткой.
Заранее желательно очистить верхнюю плоскость от загрязнений. В противном случае проникающий мусор внутрь будет способствовать скорому высыханию. Проконтролируйте целостность корпуса. Восстановление возможно, если объём текущего заряда составляет не менее трети от установленной производителем величины.
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Все мероприятия по реанимации источника питания необходимо проводить в условиях максимальной безопасности. Перед тем как самостоятельно восстановить ваш гелевый автомобильный аккумулятор в домашних или гаражных условиях, необходимо обзавестись специальным зарядным устройством для подобных агрегатов. Это позволит контролировать выходное напряжение.
Не стоит реанимировать гелевые источники питания для автомобиля с помощью зарядных устройств, предназначенных для кислотно-свинцовых моделей АКБ.
Следует учитывать, что гелевые аккумуляторы являются более требовательными в процессе обслуживания, чем «конкуренты» с жидким наполнителем в банках. Это вынуждает проявлять максимум осторожности во время проведения работ. Чтобы оживить GEL, запасаются такими инструментами:
- пинцет;
- шприц не менее, чем на 10 мл;
- плоская отвёртка;
- дистиллят;
- специальное зарядное устройство.
Дистиллированная вода продаётся в аптеке или в автомагазине. Её потребуется небольшой объём.
Для того чтобы вернуть к жизни подсохшую АКБ, придётся добраться до внутренностей. Снимаем аккуратно верхнюю крышку, а с помощью пинцета удаляем резиновые колпачки клапанов. В шприц набираем дистиллят и заливаем в каждую банку по 2 мл. Делать это надо медленно, чтобы жидкость успевала впитываться в гель. Контролируем уровень жидкости, чтобы были покрыты пластины полностью, а возможный избыток влаги удаляем шприцем.
Помогают восстановлению работоспособности длительной зарядкой проблемной АКБ. Для этого после вливания порций дистиллята прикрывают банки крышками и фиксируют их скотчем. В некоторых случаях можно сверху прижать их грузом, чтобы не сорвало во время подзарядки от выделяющегося газа.
Когда прошла заливка дистиллята и установка крышек, то готовим з/у. Выставляем его на 14 В и оставляем в покое на 14 часов, пока банки примут заряд полностью. Необходимо периодически присматривать за процессом, чтобы не произошло несанкционированного возгорания или задымления.
В том случае, когда батарея на 12 В потеряла значительную часть своей мощности, специалисты рекомендуют использовать циклическую зарядку. Это значит, что нужно провести подряд три–четыре цикла разрядки/зарядки.
Первые два этапа осуществляются при высоком напряжении до 25–30 В, которое по мере процесса снижается до уровня 14 В. Чтобы разрядить батарею, достаточно к ней подключить в качестве потребителя лампу накаливания на 10 W. Параллельно контролируем напряжение, которое не должно опуститься ниже 10,5–11 В.
По окончании восстановления реанимированную АКБ можно заряжать в обычном режиме. Однако стоит учесть, что метод не всегда возвращает полную ёмкость источнику питания. В таком случае необходимо приобрести новую батарею.
Как продлить устройству период работы
Жизненный цикл любого автомобильного источника питания зависит от условий его использования и бережного обращения с ним. Хотя устройство не боится глубоких разряжений, но не стоит злоупотреблять этим фактором. Когда данное событие произошло, то восстанавливать заряд силой тока приходится не в 10% от ёмкости, а в 5%, продлевая время мероприятия.
Избежать негативных обстоятельств помогает применение мультиметра, который можно оставить в машине, чтобы контролировать выходные параметры батареи. Также в качестве профилактики следует регулярно проверять качество крепления клемм, делать это рекомендуется не реже 1 раза в месяц.
В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно
В определённых обстоятельствах реанимация гелевого аккумулятора окажется бесполезной или невыгодной. На утилизацию стоит отправить источник питания, у которого вздулись банки. Данный дефект легко выявить визуально по изменившимся габаритам и форме.
Также не стоит продолжать эксплуатацию или восстановление оборудования, у которого повреждён корпус. Это могло произойти как от механического воздействия, так и от термического при зарядке. В подобных обстоятельствах рекомендуем купить новый гелевый аккумулятор.