Любой автомобильный аккумулятор может принести хлопоты своему владельцу, и, как правило, это происходит в самый неожиданный момент. Если АКБ разряжена, то для восстановления её ёмкости в прежнем размере ей понадобится хороший дозаряд. Зарядное устройство могло бы стать хорошим помощником в таких ситуациях, однако многие водители не имеют представления, как его выбрать правильно.
Зарядка постоянным током
Даже те, кто имеет зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, не всегда понимают, как оно устроено или как им правильно пользоваться. Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заряжать батареи, только что принесённые в помещение с мороза, равно как и перегретые на солнце. Лучше дать им сначала дойти до комнатной температуры в течение нескольких часов.
Сильно разряженный аккумулятор не всегда удаётся восстановить обычным зарядным прибором. Дело в том, что напряжение на каждой из его клемм не будет выше, чем 12,5–12,6 Вольт. Для таких случаев потребуется специальное оборудование. Вообще рабочее напряжение не должно быть ниже 10,8 В и более 14,4 В — в других случаях есть высокая вероятность ухудшить эксплуатационные характеристики АКБ или вообще вывести её из строя.
Значение тока для полноценной работы АКБ переоценить сложно. Оптимальным считается, если оно будет от 1/20 до 1/10 значения ёмкости. Для большинства такого оборудования достаточно тока с силой от 3 до 7 Ампер. Ток является катализатором химических процессов, которые начинаются на пластинах. Если он будет слишком слабым, то не сможет зарядить весь электрод полностью.
Когда напряжение поднимется, начнётся процесс электролиза воды. Но дальнейший заряд приведёт к потере пластинами способности принимать заряд. Если ток будет слишком сильным, то и химические процессы будут протекать активнее, а, значит, разрушительно для самой батареи. Начнётся процесс кипения банок — обильного выделения кислорода и водорода.
Главным преимуществом данного метода является возможность полного заряда батареи. Чем меньшей будет сила зарядного тока, тем сильнее получится заряд. Слишком большой ток не позволит АКБ восстановиться полностью, в то время как она начнёт закипать. Недостатками этого способа считаются повышение температуры и обильное выделение газов.
Зарядка постоянным напряжением
Непросто подобрать правильное зарядное устройство, учитывая огромное количество подделок, которые привозятся из Китая. Они зачастую выдают слишком высокое напряжение, приводящее к закипанию и разрушению электродов. Происходит частичное перекрытие доступа электролита, а одновременно уменьшается и рабочая ёмкость.
Если напряжение достигнет значения хотя бы в 16 В, то батарею может даже разорвать, если не давать выхода образующимся газам. Но неисправность её можно обнаружить в процессе заряда устройством. Неработоспособная АКБ попросту не в состоянии принимать токи больше 1–2 ампер. Даже если значение зарядного тока будет небольшим, то напряжение на ней поднимется до максимального значения.
Водитель может подумать, что оборудование полностью заряжено, однако это вовсе не так. Оно не в состоянии будет запустить стартер мотора, а нагрузочная вилка легко продемонстрирует неисправность. Скорее всего, отремонтировать и восстановить аккумулятор в этом случае не получится, и останется единственный выход — его утилизация.
Этим способом удается восстановить до 90–95% ёмкости автомобильного аккумулятора. В начале заряда поступает ток высокой силы, который приводит к перегреву аккумулятора. По мере заряда он может ослабевать, зато напряжение остаётся на одном и том же уровне — как правило, в пределах 14–15 Вольт.
Комбинированный метод
Качественные современные зарядные приспособления могут самостоятельно менять силу тока и напряжение. На это нужно ориентироваться при выборе перед покупкой подобного оборудования. На начальном этапе идет восстановление батареи при помощи тока постоянной силы. Как только напряжение выйдет на стабильные 14,5–14,8 Вольт, ток автоматически станет постепенно уменьшаться. Зато напряжение будет сохраняться на одном уровне.
Благодаря чередованию этапов метод получил название комбинированного. Он хорошо компенсирует ток, возникающий при саморазряде, и поддерживает напряжение на необходимом уровне. Он практически лишён недостатков тех способов, которые были описаны ранее. С его помощью удаётся удерживать заряд на оптимальном уровне, не допуская перегрева или перенапряжения батареи.
Зарядно-предпусковое устройство
Существуют различные вариации таких приборов, которые выполняют разные задачи. Просто для запуска мотора будет достаточно приобрести пусковое приспособление. Если водитель не уверен в ёмкости своей АКБ, то её можно периодически заряжать зарядным прибором, который предназначен исключительно для этого. Перед покупкой необходимо учесть ряд факторов — от ёмкости до выходного напряжения.
Чем более мощным будет такой прибор, тем выше будет его стоимость. Они чаще используются для обслуживания грузового транспорта, а в случае с легковыми автомобилями в них нет практического смысла. Такие зарядки обладают встроенным амперметром, а также защитными системами, которые предохраняют от замыканий, перегрузов и перегревов. Обычно они помещаются в прочный металлический корпус и способны реанимировать изношенную батарею за достаточно короткий срок.
Пуско-зарядное устройство
Этот тип конструкции ЗУ для автомобильного аккумулятора рассчитан на то, чтобы помочь ему запустить двигатель, когда сама АКБ не справится. Подключается он напрямую, минуя аккумулятор. Далее происходит создание тока, которого достаточно для пуска мотора. По сравнению с обычным пусковым приспособлением, оно может и завести двигатель, и дозарядить аккумулятор, восстанавливая его свойства.
В зависимости от стадии разряда батареи, длительность восстановления может занимать от 4 до 12 и более часов. Согласно типу конструкции такие изделия могут быть инверторными либо трансформаторными. Вторые работают на базе трансформатора, а в основе работы первых лежит встроенная плата. Кроме того, они подходят для всех типов аккумуляторов, отличаются меньшим весом и компактными габаритами.
Большинство таких устройств работает от электросети, поэтому их принято называть стационарными. Существуют и автономные версии, которые можно использовать хоть в лесу или на речке при выездах на природу. Но, как и в случае с пауэрбанком, периодически их самих нужно заряжать. Итак, главной характеристикой предпускового устройства является его возможность не только завести силовой агрегат, но и вернуть былую ёмкость самой батарее.
Защита от переполюсовки
Несоблюдение полярности для любого зарядника к автомобильному аккумулятору не сулит ему ничего хорошего в дальнейшей эксплуатации. Даже опытные электрики иногда ошибаются, а обычные водители и подавно не застрахованы от ошибки. Для этого в современных приборах используется встроенная система защиты от несоблюдения правильной полярности.
Схема работы может быть различной, к примеру, с введением дополнительного реле для размыкания цепи. Если батарея не подключена на вход для зарядного, то реле находится в отключенном состоянии. В случае включения плюс поступает на обмотку реле через дополнительный диод. Происходит замыкание контактов реле, что позволяет направить ток на клеммы аккумулятора.
Благодаря предусмотренному световому индикатору (обычно зелёного цвета) водитель может догадаться о том, что подключение произошло корректно. Если полярность будет нарушена, то в цепи окажется закрытым диод. На обмотку реле не поступает питание, и оно становится неработоспособным. Загоревшийся красный светодиод подскажет нам о нарушении полярности. Однако такая схема не защитит от короткого замыкания, которое может быть вызвано, например, перепадами сетевого напряжения. Во избежание подобных ситуаций устанавливаются отдельные варианты защиты.
Защита от короткого замыкания
Существует вариант, как можно уберечь дорогостоящее зарядное устройство и от переполюсовки, и от нежелательного короткого замыкания. Для этого используется более сложная схема. В нормальном режиме работы плюс открывает полевой транзистор. Минус поступает на АКБ через выход этой схемы. В случае нарушения полярности происходит возрастание силы тока в цепи и одновременно падение напряжения на транзисторе.
Даже небольшого падения напряжения достаточно для срабатывания маломощного сетевого транзистора. Он закрывает полевой транзистор, и происходит загорание светодиода. Эта схема достаточно проста и безотказна в эксплуатации. Благодаря оперативному реагированию ЗУ будет иметь защиту и от короткого замыкания в цепи.
Как проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
При регулярном использовании ЗУ любого типа возникает необходимость узнать, как проверить его работоспособность. Сделать это несложно, если разобраться в принципе его устройства и работы. В заряднике имеются трансформатор и выпрямитель. На выходе образуется напряжение, которое необходимо для регенерации ёмкости батареи.
Более высокий ток проходит через электролит, восстанавливая его качества. Слишком высокий ток опасен для самой АКБ, поскольку может вывести её из строя. Как только она подключается к источнику питания, происходит смена параметра внутреннего сопротивления, а сила тока постепенно уменьшается. Классическая схема выглядит примерно так: для аккумулятора на 60 А потребуется 10 часов питания при токе, не превышающем 10% от ёмкости, то есть при 6 амперах.
Чтобы быть уверенным в работоспособности самого ЗУ, нужно сначала замерить напряжение. Оно должно на клеммах быть 14,4 Вольта, сохраняя это значение. Даже небольшое снижение этого критерия приведёт к тому, что оно не сможет полноценно восстанавливать АКБ. Если напряжение ниже 13 Вольт, его использование будет бессмысленным.
Теперь с помощью амперметра или мультиметра нужно замерить силу тока. Для того ЗУ просто включат в сеть и присоединяют амперметр на одну из клемм. Таким образом можно сравнивать показания приборов с заданными, как для ручных, так и для автоматизированных зарядников. Силу тока устройство может рассчитывать путём измерения ёмкости батареи, которая нуждается в восстановлении.
Если обнаружено отклонение, придётся заняться поиском неисправностей. Можно проверить диодный мост и заменить неисправные места. Потом проверить плату, которая является составной частью автоматического зарядного устройства. Нередко причина кроется в вышедшем из строя конденсаторе или трансформаторе. Если собственного опыта недостаточно, целесообразно отдать прибор в ремонт опытным специалистам.