Автомобильный аккумулятор относится к автомобильным элементам, которые меняются довольно часто и при этом немало стоят. Поэтому к вопросу выбора АКБ стоит относиться с соответствующим вниманием. Современный рынок предлагает два типа таких устройств – классические обслуживаемые и современные необслуживаемые. Многим автолюбителям известны только некоторые их особенности. Чтобы выбор был максимально обоснованным, мы расскажем о достоинствах и недостатках АКБ обоих типов.
Обслуживаемые аккумуляторы
Само название батарей этого типа предполагает, что они требуют ухода и эта опция возможна. Действительно, любой владелец обслуживаемого аккумулятора имеет возможность выполнять следующие виды профилактически/ремонтных работ:
- проверять, соответствует ли уровень электролита нормативным значениям;
- измерять плотность рабочей жидкости;
- визуально отслеживать процесс сульфатации пластин и изменение цвета электролита;
- осматривать свинцовые пластины на предмет их целостности;
- наблюдать, происходит ли закипание электролита при подзарядке устройства.
Таким образом, при ухудшении характеристик АКБ автолюбитель имеет возможность вовремя это выявлять и предпринять соответствующие меры, дабы устранить проблему.
В этом и состоят основные достоинства этого типа устройств, ведь автовладелец имеет возможность корректировать значение плотности электролита, доливая в него дистиллированную воду в соответствии с текущими значениями плотности и другими важными факторами (температурой, интенсивностью использования батареи). В конце концов можно опытным путем подобрать такие параметры, которые позволят АКБ служить максимально долго.
Но у обслуживаемых аккумуляторов есть и существенные недостатки:
- поскольку их корпус не идеально герметичен, наблюдается такое негативное явление, как испарение рабочей жидкости, особенно летом. Так что приходится постоянно следить за уровнем дистиллятора и доливать его по мере необходимости – в противном случае концентрация серной кислоты в растворе будет повышаться, что негативно скажется на сроке службы пластин батареи. При существенном недостатке жидкости пластины оголяются и подвергаются ещё большему разрушению вследствие окислительных процессов;
- при испарении дистиллята на верхнюю часть аккумулятора попадает и кислота, которая при испарении образует на поверхности белесый налёт, обладающий некоторой проводимостью, что негативно сказывается на заряде батареи.
Доливать нужно не электролит, а дистиллированную воду. Операция должна производиться с максимальной осторожностью, в резиновых перчатках и защитных очках. Дело в том, что вода, реагируя с серной кислотой, вступает с последней в реакцию, сопровождающуюся выделением большого количества тепла. При этом брызги жидкости могут выплёскиваться наружу, рискую попасть на открытые участки кожи и вызвать ожоги.
Необслуживаемые батареи
В таких аккумуляторах корпус абсолютно герметичен и не имеет технических отверстий для доливки жидкости. Принцип работы и внутренняя конструкция при этом остаются такими же, меняется только материал изготовления пластин.
Поскольку в процессе эксплуатации аккумулятора электролит может нагреваться и закипать, пары жидкости не в состоянии вырваться наружу – они конденсируются и превращаются обратно в жидкость. Таким образом, замкнутость циклов испарения/конденсации гарантирует постоянный уровень электролита и его характеристик.
Но и здесь конструкторам не удалось избежать недостатков.
При разрушении одной или нескольких пластин водитель этого никогда не заметит. Подобные процессы наблюдается при неправильной эксплуатации устройства (частые подзарядки, особенно зимой, подмерзание электролита). Если на обслуживаемых АКБ выход из строя одной из секций не является критичным, то здесь подобные проблемы быстро приводят к выходу из строя всего устройства.
Вдобавок отметим, что обслуживаемые батареи очень чувствительны к полному разряду – после 2-3 таких ситуаций их можно будет выбрасывать, так что и за этим необходимо регулярно следить.
Впрочем, в моделях последних поколения имеются индикаторы уровня/плотности рабочей жидкости, а также клапан аварийного сброса давления при закипании электролита, но это лишает необслуживаемые АКБ их основного преимущества, поскольку приводит к уменьшению уровня дистиллята.
Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого
Опытный автомобилист вполне может по внешнему виду определить, обслуживаемый аккумулятор перед ним или необслуживаемый:
- если на корпусе имеются смотровые глазки, а также дренажные отверстия для выпуска находящегося под давлением газа, то это необслуживаемый аккумулятор;
- если на верхней плоскости имеются пробки и их можно выкрутить для оценки уровня электролита и его состояния, то перед вами обслуживаемое устройство.
Имеется разница между обслуживаемыми и необслуживаемыми аккумуляторами и по внутреннему строению пластин, вернее, по материалу их изготовления. В обслуживаемых АКБ они свинцово-сурьмянистые, способствующие закипанию электролита при разнице потенциалов порядка 12,5 В, поэтому их делать герметичными противопоказано – иначе они взорвутся. В гибридных АКБ используются кальциево-свинцовые пластины, для которых характерно закипание электролита при гораздо большей разнице потенциалов – 14,5 В.
А вот по стандартной маркировке отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого удастся вряд ли. Главная задача информации, указываемой на этикетке, – продемонстрировать потенциальному покупателю основные технические параметры устройства.
В нашей стране имеют хождение два типа маркировок: согласно ГОСТу (отечественный вариант) и по DIN (международный стандарт).
Пример обозначения автомобильного аккумулятора по ГОСТу – 6СТ-60А3. Расшифруем его:
- первая цифра обозначает количество банок (секции), в данном случае их шесть;
- следующие буквы обозначают назначение АКБ (СТ – стартерный);
- дальше идут цифры, обозначающие ёмкость в Ампер-часах (в нашем случае – 60 А*ч);
- буква А обозначает наличие общей крышки, а буква З – что аккумулятор мокрый, то есть залит электролитом.
К АКБ при покупке может прилагаться паспорт устройства, в котором содержатся более подробные сведения о нём.
Стандарт DIN предполагает обозначение, состоящее из 5 цифр, первые 3 из которых обозначают ёмкость батареи (если это 12-вольтовое устройство, то от указанного значения нужно отнять 500). Оставшиеся цифры используются для обозначения конструктивного исполнения аккумулятора (размеры, тип крышки и выводов, наличие газоотвода, присутствие ручек для переноски и т. д.). Неискушённый автолюбитель по такой маркировке вряд ли сможет узнать, обслуживаемый аккумулятор перед ним или его необслуживаемый аналог, хотя информация об этом и присутствует в неявном виде.
Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый
В последнее время необслуживаемые батареи интенсивно вытесняют устаревшие обслуживаемые аналоги – их доля достигла, по некоторым подсчётам, 80%. И хотя они стоят дороже, но в целом имеют более длительный ресурс и практически не требуют обслуживания. Средняя продолжительность их эксплуатации – порядка 5-7 лет при условии соблюдения требований производителя (в этом случае гарантийные обязательства исполняются на протяжении 2-3 лет).
Для обслуживаемых батарей ресурс сокращается до 2-3 лет, и тоже при соблюдении правильного режима обращения. При выборе необслуживаемых аккумуляторов предпочтение следует отдавать известным брендам. В более дешёвых noname АКБ применяются тонкие пластины, подверженные ускоренному разрушению – такие устройства прослужат не более 2-3 лет при годичной гарантии.
В целом ответ на вопрос, какие батареи лучше, решается в пользу более современных необслуживаемых, но они и стоят дороже оппонентов: AGM – в 2-2,5 раза, гелиевые – в 5 раз.