Проблемы, связанные с запуском двигателя на автомобиле, — не редкость для автовладельцев. И достаточно часто виновником оказывается именно аккумулятор.
АКБ может плохо выполнять свои функции из-за низкой температуры окружающей среды, по причине изменения характеристик электролита и прочих факторов.
Задачей водителя является периодический контроль состояния и работоспособности батареи. Сделать это можно своими руками, имея в распоряжении универсальный прибор под названием мультиметр.
Способы диагностики
Есть несколько вариантов и решений, позволяющих проверить свой аккумулятор под капотом автомобиля на работоспособность. И для этого не всегда нужно вооружаться мультиметром.
Всего выделяют 3 основных способа для измерения заряда:
- с помощью встроенного индикатора;
- нагрузочной вилкой;
- мультиметром.
На современных АКБ конструкторы предусмотрели использование встроенного индикатора, по которому можно быстро и в любой момент узнать уровень заряда. Первыми подобные решения начали использовать японцы.
Так называемое зелёное окошко или гидрометр позволяет определить, насколько АКБ заряжена:
- зелёный цвет указывает на полный заряд;
- если цвет белый или чёрный, ёмкость упала;
- если чёрный, то уровень ниже допустимого.
Если в смотровом окошке видно индикатор чёрного цвета, обычно в такой ситуации советуют менять АКБ.
Нагрузочная вилка считается устаревшим решением, но некоторые СТО и простые автолюбители её применяют до сих пор. Вилка считается более точным измерителем, нежели встроенный индикатор.
С помощью вилки нагрузки создаётся имитация запуска стартера. Под нагрузкой батарея выдаёт меньше своего номинального значения, которое составляет около 12,7 В. Если прибор показывает 3-5 В, это говорит о сильном разряде, и такая АКБ запустить ДВС не сможет.
Работы с нагрузочной вилкой рекомендуется проводить не часто, а температура АКБ должна быть в диапазоне от 20 до 25 градусов Цельсия.
Поскольку нагрузочные вилки есть далеко не у всех автовладельцев, самым оптимальным решением остаётся мультиметр.
Такой универсальный прибор можно приобрести буквально за 500-1000 рублей, если хотите сэкономить. Есть и более дорогие, но точные и надёжные устройства.
Теперь следует отдельно рассмотреть, как правильно использовать мультиметр, проверяя различные параметры.
Напряжение
Перед тем как проверить свой аккумулятор мультиметром, желательно подобрать качественную модель от проверенного производителя.
Увы, на рынке продаются и дешёвые устройства, китайские подделки, в случае с которыми рассчитывать на высокую точность измерений или длительный срок службы не приходится.
Если вы не знаете, как проверить текущую зарядку аккумулятора обычным мультиметром, представленная далее инструкция вам в этом отлично поможет.
В замерах напряжения нет ничего сложного. С этой задачей можно справиться своими руками.
Есть буквально несколько шагов, позволяющих понять, как правильно проверить заряд аккумулятора, то есть напряжение в нём, пользуясь мультиметром.
- Переключите прибор на режим измерения постоянного напряжения.
- Выставите пороговое значение до 20 В, поскольку больше у обычной батареи для легковых авто быть не может.
- Чтобы сделать замер напряжения своего аккумулятора, необходимо мультиметром, а точнее его щупами, подключиться к одноимённым выводам на АКБ.
- Через несколько секунд на дисплее отобразится значение. В норме оно должно составлять около 12,7 В, если нет нагрузки.
Случается и так, что проверить текущий заряд своего аккумулятора универсальным тестером никак не получается, поскольку на дисплее высвечивается знак -.
Это распространённая ошибка среди начинающих. Пользователь попросту неправильно соединил щупы. То есть плюс пошёл на минус, а минус соединили с плюсом. Отсюда и такие данные на дисплее.
Нет ничего страшного в том, если щупы окажутся не на своих местах при замерах напряжения. Но лучше такие ошибки не допускать.
Если удалось измерить вольтаж автомобильного аккумулятора, можно двигаться дальше. Ведь мультиметром удастся получить ещё ряд полезной информации о состоянии АКБ.
Сила тока
Теперь о том, как самостоятельно проверить текущий ампераж аккумулятора мультиметром.
Сделать это вовсе не сложно. Для этого лишь потребуется создать цепь, имеющую нагрузку. Подойдёт любой прибор, который потребляет энергию. Некоторые используют обычную лампочку.
Чтобы проверить амперы на вашем аккумуляторе, сначала поработайте с мультиметром. Его нужно перевести в положение измерения Ампер.
Инструкция о том, как измерить текущую силу тока универсальным мультиметром на автомобильном аккумуляторе, выглядит примерно так:
- переведите тестер в режим Ампер;
- переключитель в положение переменного тока (обычно отмечено как AC);
- снимите плюсовую клемму с АКБ;
- на место плюс подключите минус мультиметра;
- прибор для нагрузки соедините с минусом АКБ и плюсом от мультиметра;
- смотрите на показания прибора.
Если вам удалось правильно проверить силу тока своего автомобильного аккумулятора, пользуясь мультиметром, прибор покажет определённые цифры.
Из инструкции или непосредственно на корпусе АКБ посмотрите, сколько Ампер являются оптимальными для вашей батареи. И сопоставьте с полученными значениями.
Ёмкость
Ещё мультиметром можно довольно легко проверить текущую ёмкость аккумулятора, установленного в подкапотное пространство вашей машины.
Для этого потребуется выполнить несколько процедур:
- Сначала полностью зарядите АКБ, чтобы получить точные значения.
- Теперь подключите нагрузку. Можно ту же лампочку. Важно знать, какое у подключаемого прибора потребление тока.
- Засеките время, в течение которого нагрузка будет нормально функционировать.
- Параллельно с этим подключите щупы измерителя к АКБ и переведите устройство в режим измерения параметров постоянного напряжения. Предел будет 20 В.
- Такая процедура нужна, чтобы отслеживать изменения в разности потенциалов, отключая нагрузку при падении показателей до минимальных значений.
- Далее можно понять, как измерить ёмкость своего аккумулятора, орудуя мультиметром и нагрузкой. Для этого умножьте ток, который потребляет нагрузку, на время, в течение которого на заряженной полностью батарее она работала.
Сопоставьте полученные значения с оптимальными характеристиками, прописанными на корпусе АКБ.
Внутреннее сопротивление
Помимо уже перечисленных значений, мультиметром также можно проверить параметры внутреннего сопротивления АКБ.
Для этого нужно сделать следующее:
- подключить к АКБ нагрузку в виде лампочки или иного прибора;
- дать нагрузке поработать около 5-10 секунд;
- измерить показатели напряжения (U1);
- отключить нагрузку;
- ещё раз сделать замеры на полюсах АКБ (U2);
- найти разницу между двумя значениями;
- поделить на разность потенциалов, прописанную производителем батареи;
- перевести значение в проценты.
Если разница составляет не более 0,4%, тогда с внутренним сопротивлением всё хорошо.
Если внутреннее сопротивление оказалось больше установленной нормы, эксплуатировать такие АКБ нежелательно и опасно.
Поэтому тут наверняка придётся задуматься о покупке нового аккумулятора.
Утечка тока
Если АКБ подозрительно быстро разряжается, тогда с помощью мультиметра рекомендуется самостоятельно проверить свой аккумулятор на возможную утечку тока.
Для любой АКБ минимальная утечка, находящаяся в пределах 50-80 мА, считается нормой.
Это связано с тем, что заряд батареи постоянно расходуется на некоторых потребителей. Сюда можно отнести:
- аудиосистему с потреблением 3 мА;
- систему впрыска, на которую уходит около 5 мА;
- сигнализацию с потреблением до 30 мА и пр.
В итоге накапливается утечка в районе 60 мА. При таких значениях переживать не стоит. Если же прибор покажет цифры, заметно превосходящие 60-80 мА, тогда придётся действовать.
Утечка определяется по следующему алгоритму:
- отключите зажигание на автомобиле;
- отключите всех потребителей, которые работают без активного зажигания (аудиосистема, сигнализация и пр.);
- отключите минусовую клемму аккумуляторной батареи;
- переключите прибор на режим проверка тока (до 10 А);
- зажимами или щупами соедините минус с минусом, и плюс с плюсом;
- смотрите на показания прибора.
Если утечка вообще отсутствует, тогда устройство будет показывать нулевое значение.
При наличии утечки тока следует провести достаточно простую проверку. Для этого поочерёдно извлекаются реле и предохранители, после чего в строго заданной последовательности ставятся обратно. Извлекая и возвращая на место эти элементы, вы сможете понять, в какой именно из цепей имеется утечка.
Экспресс проверка АКБ
Далеко не у всех автомобилистов есть время, силы и банально желание возиться с аккумулятором, искать разные нагрузки, что-то считать и делить на калькуляторах.
Они хотят просто и быстро мультиметром узнать, всё ли нормально с АКБ, или нет. Для этих случаев существует быстрая проверка. Здесь выполняются такие операции:
- Открывается подкапотное пространство после того, как двигатель был остановлен. Вытащите ключ из замка зажигания.
- Минусовой щуп от мультиметра соедините с минусовой клеммой на батарее. По аналогии сделайте с плюсом. Ничего снимать и отключать не нужно.
- Учитывайте, что небольшая погрешность в такой ситуации вполне допустима. Но обычной нормой для измерения без запуска ДВС считается 12,7 В. Если отклонения незначительные, всё хорошо.
- После этого запустите двигатель. Когда мотор начнёт работать, прибор измерения должен показать рост напряжения примерно до 14,7 В.
- Дополнительно проверьте показатели под нагрузкой. Для этого достаточно включить отопитель салона на средние обороты, фары, или подогрев стекла. При этом устройство должно демонстрировать около 14,6 В.
На этом проверка завершена. Если серьёзных отклонений от нормы нет, можно спокойно эксплуатировать аккумулятор.
Мультиметр — вещь полезная, универсальная и многофункциональная.
Не забывайте устанавливать правильные пороговые значения, чтобы прибор не сгорел и вы не получили удар током при соединении с АКБ.
Такой прибор просто обязан быть у каждого автомобилиста, поскольку он может помочь в сложных ситуациях, быстро найти источник проблем. Научитесь им правильно пользоваться, перед началом работ внимательно изучите инструкцию. Плюс отдавайте предпочтение мультиметрам от проверенных производителей.