Opel Meriva официально позиционируется как минивэн с приставкой субкомпактный. По очертаниям этот автомобиль действительно смело можно причислять к классу вэнов, но здесь отсутствует третий ряд сидений, а потому вместительность машины стандартная – 5 человек. Впрочем, рядовому потребителю эта казуистика неважна, а сам автомобиль, сходивший с конвейера на протяжении 2003-2017 годов, пользовался немалым спросом.
Всего было выпущено два поколения Meriva, которые получили буквенные индексы А и В соответственно. Интересно, что салонный фильтр у них располагается в разных местах – такие модернизации в рамках одной модели встречаются крайне редко. Тем не менее, сам СФ никаким изменениям не подвергался, поэтому обладателям разных вариантов исполнения машины не приходится заниматься поисками «своего» типоразмера. Но что касается операции замены фильтровального элемента, то в силу названных причин она различается, причём кардинально.
Функции фильтра салона Opel Meriva
Начав массово внедряться в автоиндустрии в конце XX столетия, эти автоаксессуары быстро стали весьма востребованными в рамках длительного тренда экологической направленности, относящегося в современным транспортным средствам.
Конечно, только защитой пассажиров здесь не обошлось: в тот же ряд можно поставить каталитические нейтрализаторы и аналогичные ухищрения, призванные минимизировать выброс вредных веществ в атмосферу, а также появление гибридов и электромобилей, которые, несмотря на дороговизну, поддерживаются на государственном уровне правительствами многих стран.
Но если сопоставить эти усилия с ростом количества транспортных средств на дорогах, то в целом ситуация с загрязнённостью воздуха в крупных городах продолжает ухудшаться, и без салонного фильтра сегодня водителям и пассажирам придётся очень нелегко.
Примечательно, что эти устройства со временем тоже эволюционировали – от аналогов стандартных воздушных фильтров до многослойных конструкций, препятствующих проникновению в салон даже газов и внешних запахов. В целом уровень фильтрации воздуха благодаря принятым мерам вырос до 95% и мог бы расти и дальше, но здесь инженеры столкнулись с неразрешимым противоречием: дальнейшее повышение степени фильтрации негативно сказывается на пропускной способности фильтра, чего допускать тоже нельзя. Возможно, эта дилемма будет решена в будущем, но не за счёт добавления новых слоёв.
Впрочем, и нынешний уровень фильтрации очень хорош, а основная проблема заключается в том, что при нынешней загрязнённости воздуха на дорогах салонные фильтры забиваются очень быстро, и их приходится менять даже чаще, чем воздухофильтры. Это в полной мере касается и салонного фильтра Opel Meriva – рекомендованные производителем сроки, по крайней мере для российских дорог, оказались слишком оптимистичными.
Периодичность замены салонного фильтра Opel Meriva
Как и у большинства других автомобилей, у Opel Meriva частота замены СФ привязана к каждому ТО, то есть должна производиться через 15 тысяч километров. Интересно, что в графике проведения ТО в отношении воздушного фильтра указано, что если есть необходимость, его следует менять чаще, а в отношении салонного фильтра такая приписка отсутствует.
Между тем необходимость в более частой замене возникает как раз в отношении СФ, поскольку он изготавливается из более плотного материала и, как уже упоминалось, имеет многослойную конструкцию.
Ситуации, когда при проведении очередного ТО оказывается, что фильтр салона загрязнён мало, возникают крайне редко. Обычно всё происходит с точностью до наоборот: уже через 5-10 тысяч километров пробега фильтровальный элемент становится малопригодным для дальнейшего использования. В принципе ничто не мешает автовладельцу «дотянуть» до рекомендованных 15 тысяч (а многие так и поступают), но при этом рискуя своим здоровьем, а также подвергая загрязнению и преждевременному износу другие компоненты климатической системы.
О неспособности салонного фильтра выполнять свои непосредственные обязанности легко узнать, не прибегая к его визуальному осмотру. Об этом будут свидетельствовать вполне конкретные симптомы:
- если поток воздуха, дующий из дефлекторов, сильно ослабевает – это свидетельствует о критическом снижении пропускной способности фильтровального элемента вследствие его загрязнения;
- если при включении обдува салона вы начинаете чувствовать, как из вентиляционных решёток начинает распространяться неприятный запах. Это результат разложения скопившихся на поверхности СФ органических остатков;
- когда на стёклах машины появляется влажная плёнка даже при прогретом двигателе – из-за того, что в салон проникает мало воздуха, в нём начинает преобладать внутренний (как при включении режима рециркуляции), который быстро насыщается влагой, присутствующей в выдыхаемом человеком воздухе;
- если запылённость внутрисалонного пространства резко увеличивается (пыль хорошо видна на тёмных поверхностях – например, на торпеде), и влажная уборка помогает ненадолго.
Каждый из вышеописанных симптомов, проявляющийся по отдельности, может говорить о наличии других неполадок в системе вентиляции автомобиля, но их комбинация – это верный признак того, что фильтр салона загрязнён настолько, что уже не только не справляется со своими обязанностями, но и препятствует попаданию свежего воздуха внутрь машины.
Если вы эксплуатируете свою Meriva в условиях, характеризующихся повышенной загазованностью (а это транспортные артерии любого крупного города), наличием скопления промышленных предприятий или в сельской местности – будьте готовы к тому, что фильтровальный элемент придётся менять часто, едва ли не каждый месяц, особенно летом.
Оригинал или аналог
Зачастую именно периодичность замены СФ оказывает решающее влияние на выбор автовладельцем той или иной разновидности этого расходника. Ему приходится решать не одну, а сразу две дилеммы:
- использовать обычный или угольный фильтр:
- приобретать оригинальное изделие или его более дешёвый аналог.
Что касается первого пункта, то здесь многое зависит именно от условий эксплуатации, хотя немаловажное значение играет и фактор стоимости, и отношение к собственному здоровью. Если учесть, что в последнее время стоимость угольных и противопыльных фильтровальных элементов неуклонно выравнивается, наблюдается повсеместный переход на использование более качественных фильтров.
В отношении выбора оригинальный фильтр/аналог, то здесь ситуация предельно ясная. Оригинальные изделия всегда стоят намного дороже, а в случае фильтров салона аналоги зачастую обеспечивают более качественную защиту, нежели оригинал. Так что здесь выбор однозначно в пользу дешёвых аналогов (исключением можно назвать разве что китайские автомобили, у которых и оригинальные фильтра очень доступны).
Для Opel Meriva можно посоветовать следующие модели фильтров салона:
- Starline – каталожный номер SF VF02342;
- Profit – каталожный номер 01512-0724;
- JC Premium – артикул B2X0056PR (обычный);
- JC Premium – каталожный номер B2X0038PR (угольный);
- Wix Filters – каталожный номер WA06699;
- Profit – артикул 01512-4079;
- Starline – каталожный номер SF VF07814 (угольный);
- Magneti Mareli – каталожный номер 0152071761682;
- Purflux – артикул A01228;
- Bosch – каталожный номер 01 457 433 55;
- Flam – каталожный номер CA010144;
- UFI – артикул 30.0159.00;
- Wix Filters – каталожный номер WA09402;
- Hengst Filter – каталожный номер E0391L;
- Mahle – артикул LX 01825;
- Wix Filters – каталожный номер WA09669;
- UFI – каталожный номер 30.0292.00 (угольный);
- Hengst Filter – артикул E3091L01.
Напоминаем, что все указанные расходники могут устанавливаться как на Meriva А, так и на автомобиль второго поколения (год выпуска – 2010 и позже).
Замена салонного фильтра Opel Meriva
Рассмотрим, как происходит эта операция на автомобилях разных поколений. Начнём с машин 2003-2010 годов выпуска. Здесь салонный фильтр расположен нестандартно, в перегородке между кабиной и подкапотным пространством со стороны пассажира. Доступ к нему осуществляется из моторного отсека.
Последовательность действий:
- демонтируем дворник, расположенный с пассажирской стороны;
- откручиваем саморезы, которыми крепится накладка моторного щита, снимаем её;
- видим крышку корпуса отсека, в котором устанавливается СФ. Для её демонтажа необходимо ослабить защёлки и аккуратно сдвинуть крышку в сторону;
- видим торец салонного фильтра. Он удерживается в посадочном месте посредством боковых фиксаторов. Отгибаем их наружу и вытаскиваем отработавший своё расходник;
- убираем посадочное место от мусора, устанавливаем новый фильтр;
- производим сборку в обратном порядке.
При монтаже нового СФ ориентируемся на стрелку, присутствующую на торцевой панели – на укажет правильное направление.
У модели В, выпускаемой с 2010 по 2017 год, салонный фильтр располагается стандартно – за перчаточным ящиком, поэтому замена изделия осуществляется из салона:
- демонтируем накладку, расположенную под вещевым ящиком. Она крепится трёмя клипсами, снять которые можно, надавив на них до выхода из зацепления;
- теперь необходимо снять крышку, под которой прячутся диагностические разъёмы (она расположена между направляющими, в районе лампы подсветки бардачка). Поддеваем её отвёрткой примерно посередине и тащим вверх;
- приступаем к демонтажу боковой накладки со стороны центрального тоннеля приборной панели, просто потянув её в сторону от крепления;
- таким же образом поступаем с боковой накладкой торпеды, расположенной со стороны пассажирской дверцы;
- теперь получаем доступ к винтам крепления бардачка, откручиваем их отвёрткой Торкс на 20, вытаскиваем перчаточный ящик;
- видим крышку СФ, поддеваем её для снятия;
- вытаскиваем фильтр, пылесосом прочищаем посадочное место;
- устанавливаем новый фильтровальный элемент;
- осуществляем сборку в обратной последовательности.
Как видим, сама процедура несложна и в том, и другом случаях, но требует минимальных навыков владения соответствующим инструментом.