Одним из наиболее ответственных узлов автомобиля считается его аккумулятор. Главная функция заключается в том, чтобы вырабатывать пусковой ток для запуска мотора. Актуальность исправной АКБ возрастает с приходом холодной погоды.
Причины для замены АКБ
Вопрос выбора автомобильного аккумулятора становится особенно острым, как только он проработает несколько лет, а его ёмкость будет постепенно утрачиваться. Особое внимание стоит обратить водителям, которые эксплуатируют свои транспортные средства в регионах с холодными зимами. Достаточно нескольких градусов ниже нуля, чтобы старенькая батарея не смогла обеспечить запуск двигателя.
Каждый полный разряд, как и заряд АКБ, постепенно ухудшает её эксплуатационные качества. Качественные изделия способны прослужить 5–6 лет, особенно если они подвергаются периодическому обслуживанию. В противном случае они могут полностью оказаться изношенными уже после 2–3 лет эксплуатации. Требуется уделять должное внимание и состоянию генератора, который отвечает за дозарядку АКБ, а габариты не стоит оставлять включенными при выключенном двигателе. Эти и другие причины способны привести к необходимости преждевременной замены автомобильного аккумулятора.
Ключевые параметры выбора
Правильно выбрать АКБ для легкового автомобиля совсем несложно, если знать основные параметры, по которым её оценивать. Большинство аккумуляторных батарей рассчитаны на 12-вольтовое напряжение, и только некоторые модели на большее или меньшее значение, например, маломощные и старые мотоциклы, массивные грузовики и пр.
Один из главных факторов при покупке — это обслуживаемость. Водители всё чаще делают выбор в пользу таких батарей, которые не нуждаются в доливке дистиллята и контроле его уровня. Необслуживаемые аккумуляторы рассчитаны на то, что в течение нескольких лет их не будут вскрывать для каких-либо манипуляций.
Обслуживаемые АКБ стоят дешевле, и в этом заключается их основное преимущество. Для изготовления пластин применялась сурьма, которая защищала от глубоких разрядов. Однако из-за неё происходило выкипание дистиллированной воды. Водителям приходилось регулярно следить за её уровнем в банках и доливать. В таких АКБ можно было не только заливать воду, но и менять целые пластины. На смену им пришли изделия с малым содержанием сурьмы, и периодичность обслуживания сократилась до одного раза в год.
Благодаря добавлению в состав пластин кальция удалось добиться минимальных потерь воды. Современное оборудование этого типа даёт хороший пусковой ток, а также отличается низким саморазрядом. При правильной эксплуатации они образуют газоотвод, и необходимость доливать дистиллированную воду исчезает вовсе.
Следующим этапом стали аккумуляторы типа AGM, они удобны тем, что процессы заряда и разряда в них чередуются. Электролит находится не в жидком виде, а им пропитаны специальные стекловолоконные маты. Из-за этой особенности можно не опасаться, что жидкость-проводник вытечет при повреждении. Стойкость к вибрации и нагрузкам возрастает, зато выделение газов снижается. Такие изделия более безопасны и дольше сохраняют заряд.
Как показывает практическая проверка таких АКБ, они гораздо лучше подходят для применения в условиях городских пробок, которые становятся источником циклических нагрузок из-за частого глушения мотора и запуска. Другими словами, они быстрее принимают заряд и дольше его расходуют. Будущее однозначно за необслуживаемыми батареями — с каждым годом они становятся всё практичнее и доступнее по своей стоимости.
Ещё одним ключевым критерием считается ёмкость аккумулятора — это способность на протяжении определённого времени гарантировать пусковой ток. Чем больше будет это значение, тем больше шансов у водителя для успешного запуска двигателя. Для измерения ёмкости уже давно используется показатель ампер-часов. Однако на практике даже новые батареи редко могут выдать всю свою номинальную ёмкость.
Чем больше будет этот показатель, тем больше габариты и вес изделия. При выборе подходящего автомобильного аккумулятора водителю следует обращать внимание на тип своего двигателя и его рабочий объём. При этом бензиновые моторы требуют меньшей ёмкости из-за конструктивной простоты запуска. Для них можно сделать следующую градацию по объёму силового агрегата:
- до 1600 см³ — 45–50 А/ч;
- от 1600 до 2500 см³ — 55–60 А/ч;
- до 3500 см³ — 65–70;
- для более объёмных моторов — 75 А/ч и выше.
Однако дизельный двигатель требует более высокого пускового тока. Это связано с тем, что свечи накаливания нагреваются, а не происходит образование искры и моментальное сгорание топлива. Поэтому нужно добавлять ещё 10–20 А/ч в зависимости от вышеприведённого объёма. Необходимо оценивать и количество потребителей тока, которые могут быть не только заводскими, но и кустарными. Если имеются мощная аудиосистема с колонками, электроприводы, то есть смысл увеличить ёмкость ещё на 5 А/ч минимум.
Однако не стоит бесцельно приобретать слишком мощную батарею, в которой нет необходимости. Если электросеть на неё не рассчитана, то генератор не будет успевать её восстанавливать при движении. Для машины это не нужно, особенно когда водителю приходится иметь дело с короткими передвижениями по городу. Батарея всегда будет недозаряжена, а это отрицательно скажется на её сроке эксплуатации.
Следующий параметр, который нас интересует — размеры установки и крепление её в подкапотном отсеке. Об этом водители часто почему-то забывают, а позже замечают, что АКБ не вмещается на предусмотренную для неё площадку. Нижняя часть обычно крепится при помощи опорной пластины, которая заводится в специальные пазы. Если надёжного крепления не будет, то аккумулятор будет подвергаться вибрациям и нагрузкам.
Обязательно следует интересоваться у продавца о полярности и клеммах приобретаемого изделия, а точнее – о их расположении. У японских батарей крепление несколько отличается, поэтому для них создана своя линейка АКБ. Обнаружить плюсовой и минусовой провода довольно легко — они маркируются соответствующими обозначениями и имеют изоляцию разного цвета. Клеммы могут размещаться с разных сторон. Если плюс помещён слева от лицевой стороны аккумулятора (её можно найти по фирменной наклейке), то речь идёт о прямой полярности. Если же она расположена справа, то говорят об обратной полярности. Её ещё иногда называют евро-формат.
Внешний вид автомобильного аккумулятора особого значения не имеет, но некоторые производители уделяют внимание дополнительным мелочам и аксессуарам. Например, ручка для переноски существенно облегчит жизнь автолюбителю, учитывая, что стоят такие изделия от 15 кг и более. Индикатор заряда будет полезен, когда нужно контролировать уровень заряда, не прибегая к помощи вольтметра.
Водителю помогут маркировка и обозначения, если знать, какую информацию они скрывают. Технические параметры производители обозначают буквенными и цифровыми символами. Если такая маркировка нанесена, то с большой вероятностью можно надеяться на то, что изготовитель выполняет указанные ёмкость, величину саморазряда, пусковой ток и пр. Унифицированный европейский формат маркировки обычно представлен 9-ю цифрами:
- Первые три зашифровывают в себе показатель ёмкости. Для этого нужно уменьшить число на 500. К примеру, если изображено 555, значит, номинальная ёмкость составляет 55 А/ч.
- Следующая тройка цифр скрывает ряд технических критериев — габариты, конструктивные особенности и т. д.
- Последняя тройка обозначает величину стартового тока, то есть, тот ток, который АКБ способен отдать при запуске в самом интенсивном режиме своей работы.
У наших продавцов чаще всего можно встретить маркировку отечественных стандартов и европейских. Главным критерием выбора должен служить не только бренд, но и величина пускового тока. Она должна быть не меньше того штатного значения, которое рекомендует производитель автомобиля конкретной марки.
Конечно, бренд и магазин, в котором приобретается батарея, тоже служат определённой гарантией качества изделия. От этого будет зависеть не только потенциальная надёжность, но и цена реализации. В продаже можно встретить АКБ следующих проверенных производителей:
- Bosch. Этот бренд известен по всему миру, поскольку уже много десятилетий компания изготавливает аккумуляторы для легковых и коммерческих авто, сельскохозяйственной и специальной техники, мотоциклов. В линейке можно встретить оборудование как бюджетной ценовой категории, так и предназначенной для применения в широком температурном диапазоне. Изготавливаются АКБ по разным технологиям: есть и кальциевые, и супер современные AGM.
- Varta. Ещё один немецкий производитель, известный более 100 лет качеством и надёжностью аккумуляторов. В своём производственном цикле использует сплавы с добавлением серебра. Благодаря этому уровень саморазряда снижается, а срок эксплуатации, напротив, увеличивается.
- SADA. Батареи украинского производства отличаются доступной ценой и высоким качеством сборки. При изготовлении применяются современные производственные линии и комплектующие от известных производителей. Выпускается несколько серий АКБ: от энергоёмких, кальцинированных до таких, которые характеризуются очень высокой ёмкостью и устойчивостью к глубокому разряду.
- Mutlu. Батареи турецкого производителя признаны автомобилистами со всего мира. Они известны своей хорошей отдачей пускового тока и длительным безупречным сроком службы. Дополнительное легирование кальциевых АКБ серебром улучшает структуру решёток и продлевает эксплуатацию. В отличие от многих других кальциевых аккумуляторов, Mutlu предусмотрел съёмную верхнюю крышку, что позволяет контролировать уровень дистиллята.
- Tudor. Этот автомобильный аккумулятор славится тем, что способен очень быстро заряжаться и восстанавливать свою ёмкость. В свою очередь, он способен отдавать очень высокий ток за непродолжительное время, что облегчает запуск мотора в сложных климатических условиях. Он разрабатывался специально для применения на автомобилях, оснащённых системой «Старт-стоп», поэтому стоимость его выше, чем у других аналогов.
- Тюмень. Бренд отечественной разработки и производства, широко известный в кругу российских водителей. Он, конечно, не может похвастаться рекордными показателями пускового тока и ёмкости, зато здесь предусмотрен доступ для контроля за банками. Неоспоримый плюс — это изделие хорошо зарекомендовало себя на службе в традиционно холодных регионах.
Невзирая на то, какого бренда приобретён автомобильный аккумулятор, его необходимо правильно эксплуатировать. Для многих неприятным сюрпризом оказываются габаритные огни, которые накануне не были выключены на ночь. В случае полного разряда батареи её ёмкость необходимо восстанавливать при помощи зарядного устройства. Периодически необходимо очищать её от пыли, грязи и масла, чтобы изделие радовало водителя долгой и безупречной работой.