Какие смазки лучше для клемм аккумулятора

Факторов, влияющих на срок службы автомобильного аккумулятора, существует немало. Некоторые из них можно назвать особо значимыми, на некоторые автовладельцы практически не обращают внимания. К числу последних относится состояние клемм АКБ. Будучи подверженными воздействию агрессивных сред, они могут начать разрушаться. Известное профилактическое средство, смазывание клемм защитными средствами, используется не всегда. И совершенно зря. Мы сегодня расскажем, почему.

Смазывать клеммы аккумулятора

Зачем смазывать клеммы аккумулятора

Как часто вы наблюдаете на клеммных выводах своего аккумулятора белёсый налёт? Это результат различных химических реакций, которые в народе называют окислением, хотя в данном случае этот термин не совсем точный. Но в любом случае такой налёт, во-первых, снижает площадь контактного пятна, что приводит к уменьшению проводимости и ухудшению работы аккумулятора. Во-вторых, такие реакции действуют на клеммы разрушающее, разрыхляя их структуру, что также уменьшает проводимость и создаёт риск поломки контактной группы.

Сейчас мы рассмотрим основные факторы риска, на основании которых вы сможете сделать вывод, стоит ли смазывать для защиты клеммы своего аккумулятора.

Естественное окисление

Практически все вещества, а особенно металлы, контактирующие с воздухом, в той или иной мере вступают в реакцию с кислородом. Этот процесс называется окислением. Свинец – металл, но скорость его оксидирования относительно невелика, в отличие от меди или железа. Если вы зачистите шкуркой свинцовую клемму, первое время она будет блестеть, как и положено металлу. Но очень быстро, буквально за несколько минут, поверхность металла тускнеет – это и есть окисление. Но плёнка окисла на свинце тонкая, внутрь кислород проникает медленно, поэтому скорость коррозирования изделий из этого металла очень низкая. Но свой вклад в нарушение проводимости естественное окисление вносит.

Окисление клемм аккумулятора

Кислотное разрушение

Гораздо более разрушительным является воздействие электролита на клеммы. Налёт в виде хлопьев белёсого вещества, похожего на рыхлый снег – это и есть результат химической реакции между кислотой и свинцом с образованием хлорида свинца.

Чем грозит такая белая каша на клеммах, кроме неэстетичного вида? Поскольку плёнка, как в случае окисления свинца, здесь не образуется, кислота способна проникать через налёт внутрь практически без помех, продолжая своё разрушительное воздействие. Если не позаботиться о принятии превентивных мер, кислота в состоянии «съесть» клемму буквально за несколько месяцев.

Откуда же она берётся в зоне контакта? Обслуживаемые типы автомобильных аккумуляторов оснащаются пробками для доливки электролита. В этих пробках обычно имеются технологичные отверстия для обеспечения газоотвода. Если их не будет – в результате электрохимических реакций внутри АКБ будут выделяться пары водорода и кислоты, особенно при зарядке. Они накапливаются в верхней части корпуса и могут привести к взрыву, если давление превысит критическое.

Кислотное разрушение

Вот через эти отверстия и происходит выброс паров электролита наружу.

Бытует мнение, что кипение электролита возможно только при постановке батареи на зарядку с помощью внешнего зарядного устройства, и этот процесс можно контролировать. Это не так. Существует немало факторов, способствующих перегреву аккумулятора и, как следствие, закипанию электролита:

  • при наличии короткого замыкания банок (характерно для возрастных АКБ);
  • в случае перезаряда аккумулятора (например, при нарушениях в работе реле напряжения на генераторе);
  • при разрушении пластин батареи;
  • летом – из-за отсутствия нормального теплоотвода как в самом аккумуляторе, так и подкапотном пространстве.

Отметим, что при разрушении свинца кислотой восстановлению клеммы не подлежат.

Солевое разрушение

Не менее разрушающим фактором считается воздействие на клеммы солей калия/натрия, которыми у нас по-прежнему посыпают дороги зимой в рамках борьбы с обледенением дорог. Но даже если для этого используются спецсредства, трудно предположить, что они совершенно безвредны для металла. А значит, они так или иначе проникают в моторный отсек и попадают на контактную зону АКБ, приводя к постепенному разрушению клемм. В чём его суть? Соли металлов отлично растворяются в воде, образуя электролитическую жидкость. Попадая на электроды батареи, находящиеся под напряжением, они вступают в реакцию электролиза, что и приводит к разрушениям металла в контактной зоне.

Солевое разрушение клемм аккумулятора

Надеемся, вы уже поняли, надо ли смазывать клеммы АКБ смазкой в целях профилактики. А теперь перейдём к рассмотрению вопроса, какие составы считаются лучшими.

Чем смазывать клеммы аккумуляторной батареи авто

На этот счёт существует немало предубеждений даже среди весьма опытных автомобилистов. Давайте рассмотрим достоинства и недостатки наиболее распространённых смазок.

Солидол, литол

Солидол

Многие водители, отвечая на вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора, без раздумий советуют классические смазки густой консистенции, благо они стоят недорого и имеются в арсенале большинства автовладельцев.

Оба указанных вещества ток не проводят, однако, их основной недостаток заключается в том, что при нагреве в месте контакта клеммы и электрода имеет место температурное расширение металлов, и смазка благодаря этому постепенно заполняет всю контактную зону, уменьшая площадь поверхности с проводимостью. Со временем и литол, и солидол затвердевают, что усугубляет ситуацию, поэтому эти смазки применять не рекомендуется. А если достойной замены нет – то нужно минимум раз в год очищать клеммы от старой смазки и наносить новую.

Силиконовая смазка

Силиконовая смазка

Считается достойной альтернативой солидолу и его аналогом. Смазывать клеммы аккумулятора силиконовым составом можно и нужно, но с одним условием: при покупке обращайте внимание на состав смазки, в нём не должно быть токопроводящих присадок. Обычно такая информация наносится на этикету.

Достоинство силиконовой смазки заключается не только в создании защитного барьера, не пропускающего агрессивные вещества, но и в отталкивающих свойствах состава.

Впрочем, у него имеются и недостатки, основной из которых – повышенная текучесть, из-за которой смазка не держится в зоне контакта, со временем покидая её. Поэтому использовать её нужно комплексно вместе с другими составами. Желательно также раз в месяц впрыскивать силикон на клеммы, удаляя ветошью избыток смазки, тем самым обновляя обработку клемм. Многим такой способ кажется слишком хлопотным.

Графитовая смазка

Графитовая смазка для клемм

Графитный состав для обработки аккумуляторных клемм некоторым автовладельцам кажется идеальным выбором, поскольку такая смазка обладает токопроводящими свойствами и не ухудшает проводимость контактной зоны.

Но у неё имеется существенный недостаток: высокое удельное сопротивление. В результате она под воздействием электрического тока сильно греется, а застывшая графитовая смазка может даже воспламениться. Так что эту смазку для клемм аккумулятора использовать настоятельно не рекомендуется.

Специальные средства

Специальные средства для клемм

Если, прочитав о недостатках вышеназванных средств, вы всё ещё сомневаетесь, чем можно смазать клеммы своего аккумулятора, можем рекомендовать вам использовать составы, специально разработанные для этих целей. Они продаются во всех автомагазинах, обладают доступной стоимостью и лишены многих описанных выше недостатков.

Оставим без описания преимущества использования таких составов – вы можете ознакомиться с ними, почитав инструкцию. Отметим лишь, что большинство таких спецсредств изготавливается на основе вазелинового масла. Самыми удобными в плане нанесения считаются составы в виде спрея.

Как смазывать клеммы

Особенности обработки клемм аккумулятора защитными составами зависят от вида используемой смазки.

В любом случае перед обработкой клеммы необходимо тщательно очистить от загрязнений и налётов, после чего можно приступать к непосредственному нанесению протекторного состава.

Смазывать клеммы авто

Что касается выбора конкретной смазки, то здесь мнения специалистов часто расходятся. В пользу силиконовых смазок говорит тот факт, что под клеммой, даже если она прилегает достаточно плотно, всегда имеются воздушные полости, и если они будут заполнены смазкой, хуже для контактной группы не будет. С другой стороны, если вы снимаете провода с батареи достаточно часто, внутреннюю поверхность клемм лучше не смазывать, а в отношении диэлектрических смазок (того же солидола) это вообще нонсенс.

Если вы предпочитаете наносить на клеммы аккумулятора фирменную смазку, обязательно придерживайтесь указаний, изложенных в инструкции. Помните, что смазка, независимо от её разновидности, не способствует удалению окислов, она только защищает контакты от появления новых очагов.

Производители автомобильных аккумуляторов советуют использовать средства в виде мазей, которые способны оставаться на обрабатываемой поверхности дольше, чем спреи. Современные спецсредства, в отличие от литола или солидола, имеют в составе краситель, позволяющий более качественно контролировать нанесение смазки и её распределение. Они не настолько рыхлые и стойки к воздействию автошампуней, содержат присадки, улучшающие их защитные (водоотталкивающие) свойства.

Что касается того, как правильно смазывать клеммы, то рекомендация здесь одна: только после того, как клемма надета на клеммный вывод батареи, поскольку между этой парой должен обеспечиваться максимальный контакт. Обработке подлежат внешние части контактной группы, именно они больше всего страдают от воздействия химически активных веществ и агрессивных сред.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector