Даже самые современные аккумуляторы имеют ограниченный срок службы. Учитывая высокую стоимость новых АКБ, автовладельцам не с руки просто выбрасывать отслужившие своё устройства. Тем более что сегодня многие специализированные магазины их принимают, производя обмен на новые с вашей доплатой. Об особенностях этой процедуры мы сейчас и поговорим.
Цена вопроса
Многие магазины, предлагающие обмен старых аккумуляторов на новые, рекламируют такую услугу как альтернативный, выгодный для автомобилиста способ утилизации автомобильных аккумуляторов. Ведь будучи просто выброшенными они наносят непоправимый вред окружающей среде. Это действительно так, но нас в первую очередь интересует, действительно ли выгодно сдавать АКБ в такие магазины, или лучше отнести его в пункт приема металлов.
Что ж, на данный момент средние цены приёмки аккумуляторов следующие:
- 55-60 А*ч – 300-450 рублей;
- 75 А*ч – 500-600 рублей;
- 190 А*ч – 1000-1300 рублей.
Неискушённый автомобилист сразу решит, что лучше синица в руках, нежели пустота, и согласится на предложенный вариант. Но так ли он выгоден?
Дело в том, что существует и альтернативный вариант – сдать свою батарею в пункт приёма цветных металлов. Свинец – металл дорогой, поэтому за совсем негодный аккумулятор можно выручить неплохие деньги.
Средняя стоимость одного килограмма этого металла составляет 55-60 рублей. Поскольку 55-60-амперный АКБ весит от 16 до 18 кг., мы сможем получить за него около 1000 рублей, что вдвое-втрое больше, чем в магазине. 75-амперная батарея весит 24-25 кг., так что за неё вам дадут в пункте приёма 1400 рублей. За 190-ампперную, весящую почти полцентнера (45 кг.), соответственно, около 2500 рублей.
Так что перед тем как спрашивать, где можно обменять старый аккумулятор на новый, хорошенько подумайте – пунктов приёма цветных металлов в вашем городе наверняка больше, чем магазинов, предлагающих обмен с доплатой.
Как самостоятельно определить техническое состояние старого АКБ
Если вы всё же решили обменять нерабочий аккумулятор на новый, вам следует сначала определить его техническое состояние. Для чего? Дело в том, что не исключена ситуация, когда ваша батарея вполне может вам прослужить ещё некоторое время, просто вы этого не знаете.
Для того чтобы узнать, в каком состоянии находится ваше устройство, нужно определить несколько его важных параметров:
- уровень напряжения на клеммах:
- ёмкость аккумулятора;
- плотность электролита.
Поскольку большинство корпусов изготавливается из пластика, ухудшение рабочих характеристик может быть связано с дефектами корпуса: вздутия и трещины способствуют утечке электролита, но эти повреждения исправимы. Если вы их вовремя заметите и устраните, то сможете ещё поездить на таком аккумуляторе.
Может оказаться, что причиной проблем с пуском двигателя могут являться неисправности, не связанные с батареей – например, пробой проводки или неисправный генератор, приводящие к недозаряду АКБ.
Проверку не рекомендуется проводить в магазине, где вы планируете делать обмен – вас могут обмануть, лишь бы вы поверили, что аккумулятор не годен и с этим ничего поделать нельзя.
А вот самостоятельная проверка – другое дело. Она поможет оценить реальное состояние вашего устройства.
Тестирование напряжения на клеммах
Разница потенциалов на клеммах измеряется следующим образом:
- АКБ следует отключить от бортовой сети;
- при тестировании нужно использовать нагрузку, в качестве которой может использоваться 12-вольтовая лампочка;
- подключаем к клеммам нагрузку на пару секунд, если изначально лампочка светит еле-еле, дальнейшее тестирование проводить не имеет смысла;
- в противном случае подключаем к клеммам выводы мультиметра. Если показания прибора меньше 10,8 В, батарея находится в плачевном состоянии.
Определение ёмкости
Современные кальциевые аккумуляторы, как мы уже отмечали, критичны к глубокой разрядке, старые сурьмянистые (обслуживаемые) этого боятся не настолько явно.
В любом случае вам необходимо проверить ёмкость батареи. Делается это следующим образом:
- необслуживаемые АКБ обычно имеют смотровое окошко, через которое и можно оценить уровень электролита. Некоторые производители вместо смотрового окошка делают весь корпус прозрачным, нанеся на его грань измерительную шкалу;
- для обслуживаемых источников питания необходимо использовать стеклянную трубку, которая опускается в выкрученную пробку, зажимается и поднимается – это позволит нам сделать замеры уровня электролита. Он должен находиться на расстоянии 10-15 мм. от верха пластин.
Если обнаружиться, что уровень жидкости слишком низкий, следует долить недостающее количество дистиллированной воды (водопроводную использовать нельзя – в ней содержится большое количество примесей, которые приведут к ускоренному разрушению пластин).
После этого можно подзарядить аккумулятор, желательно несколько раз. Вполне вероятно, что таким способом мы устраним проблему с пуском силового агрегата. Если же спустя несколько дней АКБ снова не сможет выполнять свои обязанности, вам придётся его выбросить или совершить обмен старого аккумулятора на новый с доплатой.
Значение плотности
Огромное значение имеет и такая характеристика батареи, как плотность электролита. Её определить сложнее, на СТО рекомендуют производить подобную проверку каждые 20 тысяч км. Для измерений потребуется специальный измерительный прибор – денсиметр.
Алгоритм измерения:
- полностью заряжаем аккумулятор;
- измерить плотность в АКБ с полностью герметичным корпусом нельзя, эта операция производится только на устройства с наличием заливных пробок. В необслуживаемых батареях может присутствовать индикатор плотности, но его показания не всегда точны;
- откручиваем все пробки и вставляем в одну из них денсиметр. В стеклянную трубку закачивается грушей небольшой объём электролита, а плавающий внутри ареометр покажет плотность жидкости.
Если плотность слишком высокая, можно разбавить электролит дистиллированной водой и выполнить повторный замер. Если показатель меньше нормы, нужно добавить электролит (купленный или приготовленный самостоятельно).
Правила обмена
Замена АКБ на новый производится в специализированных магазинах. Вы можете сделать это с максимальной выгодой, придерживаясь следующих рекомендаций:
- перед походом в магазин проверьте, нет ли утечки тока и исправен ли генератор. Если выяснится, что проблемы есть – исправьте их, зарядите АКБ и испытайте его – возможно, он вам ещё прослужит несколько месяцев;
- если это вас не затруднит, лучше сдайте батарею в пункт ПЦМ – магазины сами поступят с вашим аккумулятором таким же образом;
- возможно, ваш старый аккумулятор прослужил мало из-за невысоких эксплуатационных характеристик – тогда стоит брать новый взамен старого с более высокими параметрами.