Взрыв автомобильной АКБ – как не допустить либо избежать последствий

Неполадки с бортовой электрической системой могут происходить по разным причинам. Наиболее частым виновником в подобных обстоятельствах оказывается источник питания. Некоторые автомобилисты даже интересуются, может ли при этом взорваться в автомобиле аккумулятор.

Взрыв АКБ авто

Причины взрыва АКБ

Зачастую конструкционные неисправности одного из главных источников питания, выработавшего значительный эксплуатационный ресурс, служат причинами возгорания или одномоментного механического разрушения АКБ. Если взорвался ваш аккумулятор в легковом автомобиле, то разберём причины, которые встречаются чаще всего.

Во время работы батареи, когда поднимается потребление энергии, происходит химическая реакция свинца и кислотного раствора электролита. В результате образуются частички сульфата внутри корпуса. Плюсовой электрод восстанавливается, а минусовой продолжает окисляться дальше. Соответственно во всех банках происходит постепенное разряжение. Во время подключения батареи к зарядному устройству осуществляются обратные процессы.

Взрыв нередко случается во время повышения давления. До этого легковоспламеняющиеся газы успевают накопиться в достаточном количестве. Их воспламенение происходит при возникновении какого-либо провоцирующего фактора. Газовые пузырьки образуются при сульфатации, вода распадается на кислород и водород.

Взрыв автомобильной АКБ

Популярные причины внезапного взрыва автомобильной аккумуляторной батареи в легковушках во многих случаях проявляются при наличии неисправного генератора. Также повышается риск подобного разрушения при зарядке. На поздних стадиях электролит может кипеть, что спровоцирует повышение давления в корпусе.

Встречаются и иные причины:

  • недостаточное количество электролита;
  • закупоренные газоотводные отверстия;
  • неправильное использование автомобилистами защитных чехлов;
  • искрение клемм.

Уровень электролита

У обслуживаемого или необслуживаемого автомобильного аккумулятора должен быть достаточный уровень электролита, а не пониженный. Автомобилисту необходимо контролировать этот объём, особенно если батарея прослужила уже несколько лет.

Если не добавлять дистиллят своевременно в банки, то повышается риск ускорения нежелательного газообразования внутри АКБ.

Сломанные АКБ авто

Освобождённое пространство внутри банок в большинстве случаев занимает водород. Соответственно, чем больше высвободившегося объёма, тем потенциально больше может быть взрывоопасного газа. Автовладелец должен держать свинцовые пластины покрытыми жидкостью. Для своевременного мониторинга в современных батареях установлены специальные окошки-глазки, которые меняют цвет в зависимости от состояния заряда источника питания и уровня жидкости внутри.

Сложности с отводом водорода и кислорода

Виновниками нештатной ситуации бывают забитые отверстия для отвода газов. Они используются в батареях для вывода избытка газов. Закипание и образование искры приводит к возгоранию одной или нескольких банок.

Закипание происходит не только при зарядке, но и на запуске двигателя. Батарея отдаёт на старте максимум энергии во время проворота коленвала. Если же в это время забиты отверстия для отвода газа, то может произойти разрыв корпуса из-за взрыва водорода с кислородом.

Нестабильный генератор

Проблемный неисправный генератор способен спровоцировать подрыв банок в аккумуляторе. Это связано с тем, что коленвал вращается неравномерно, поэтому значение частоты вращения ротора постоянно колеблется. В результате по цепи на АКБ передаётся нестабильное напряжение. Если значение длительное время удерживается выше 14 В, то это обеспечивает распад воды и образование больших объёмов газа. Следствием подобных событий служит взрыв.

Чехол на АКБ

Автомобилисты пользуются защитными чехлами, чтобы уберечь источник питания от внешнего механического воздействия либо загрязнения. В северных регионах подобным аксессуаром пользуются для термической защиты батареи. Однако данные мероприятия способны спровоцировать поломку корпуса из-за накопившихся в закрытом пространстве взрывоопасных газов, для которых блокируется выход.

Чехол на АКБ

Собравшийся внутри объём постепенно усиливает давление, так как процесс распада воды на кислород и водород продолжается. Результатом становится повреждение корпуса и последующие негативные события.

Искры на клеммах

Важно обеспечить качественное прилегание контактов к аккумуляторным клеммам. В противном случае между металлическими элементами будет создаваться искра, приводящая к дальнейшему формированию окислов на поверхности, загрязнению контактов. Искра способствует закипанию электролита и дальнейшему повреждению корпуса.

Как избежать взрыва аккумулятора

Не допустить взрыва батареи в автомобиле можно при проведении определённых профилактических мероприятий. Важно регулярно проводить осмотр корпуса источника питания, особенно того, который длительное время эксплуатируется.

Не рекомендуется давать при заряде высокое напряжение, более 14,1 В. Если показания вольтметра превышают 14,7 В, то это приводит к закипанию кислотного раствора и выделению взрывоопасных газов.

Когда аккумулятор разрядился, то принято его хранить в тёплом помещении. Снижение температуры приводит к быстрому выходу из строя пластин. Вода кислотного раствора кристаллизуется.

Корпус необходимо содержать в чистоте, периодически избавляясь от наружных загрязнений. Его пластик не должен быть повреждён, так как через трещины или сколы может уходить электролит. Отводные газовые отверстия следует проверить на работоспособность, а при необходимости провести их чистку.

В обслуживаемых АКБ автомобилисты должны мониторить уровень электролита. Если он снижается, то требуется долить дистиллят.

Защитить клеммы от окисления помогает обработка специальными составами. Когда их нет, то можно смазать солидолом либо вазелином. Контакты фиксируют надёжно, периодически зачищают от возможного налёта.

Ссылка на основную публикацию