Каким образом выявить утечки тока автомобильного аккумулятора

Поставив с вечера свой исправный автомобиль в гараж, не каждый водитель сможет завести его без проблем утром. Проблемы могут возникнуть из-за неисправностей с аккумулятором. Частым виновником быстрой разрядки АКБ становится утечка тока.

Утечки тока аккумулятора

Данное явление встречается практически в каждой автомобильной батарее. Разница заключается лишь в скорости процесса, при котором осуществляется утрата заряда.

Что такое утечка, и как она проявляется

Под понятием «утечки тока в автомобиле» принято понимать прохождение незапланированного тока в электрической цепи. Подобный фактор способен появиться в автомобилях по таким причинам:

  • неверно (ошибочно) настроено электрооборудование, что случается из-за монтажных ошибок с контактами или проводами;
  • выход из строя проводки либо потребителей, а также возможные нарушения текущих режимов работы системы.

Проблемы с настройками возникают нередко при восстановлении авто после аварии, когда работник СТО проявляет непрофессионализм в наладке оборудования. Также монтажные ошибки совершают автовладельцы, которые модернизируют свою машину самостоятельно, безграмотно подключая новых электропотребителей в сеть. Примером может служить установка обогрева руля или зеркал, который не отключается автоматически после выключения зажигания. Ток при этом от АКБ уходит на этих потребителей.

Утечки тока автомобильного аккумулятора

Второй вариант проявляется в машинах с большим пробегом. От интенсивной эксплуатации и некачественного ухода за электрооборудованием случается перетирание токопроводящих кабелей. В результате открытые медные контакты сталкиваются с токопроводящими составами (влага, загрязнения, масло и пр.). Через такие электрические мостики идёт утечка. Такие неисправности проблематично находить, так как они зачастую случаются глубоко, не на виду и с второстепенными узлами.

Несанкционированный расход энергии способен выводить аккумулятор из строя за считанные часы.

Длительная остановка авто должна сопровождаться периодическим мониторингом состояния батареи. В противном случае повышается риск того, что с АКБ случится глубокий разряд.

Нормальное значение тока утечки АКБ

В современных машинах есть электрические приборы, которые должны функционировать даже в тот период, когда авто находится без движения с выключенным зажиганием. При этом единственным электрическим источником служит не генератор, а аккумулятор. На поддержание подобных потребителей расходуется запланированная энергия. К ним относятся, например, сигнализация, часы или бортовой компьютер с датчиками.

Для определённых потребителей производитель закладывает некоторый ток запланированной утечки от аккумулятора вашего автомобиля (норма указана далее). Сигнализация отнимает порядка 18–26 мА, а часы – до 2 мА.

Проверка утечки тока

Допустимый ориентировочный ток при утечке от аккумулятора на приборную панель установлен на уровне 2–3 мА. Подсветка салона «съедает» около 11 мА, а фара – до 50 мА.

Среднее значение утекающего тока для современного легкового автомобиля установлено на уровне 20–80 мА.

Как измерить ток утечки мультиметром

Отправлять машину в автосервис для поиска нежелательного расходования электричества необязательно. Операцию по выявлению подобной проблемы можно провести своими силами с помощью мультиметра, который имеется почти у всех автолюбителей в гараже. Для операции достаточно выбрать сухое светлое помещение с минимальной влажностью.

Перед тем как проверить, необходимо переключиться на универсальном приборе в режим амперметра. Проверка АКБ осуществляется для интервала 10–20 А. Чтобы определить проблемный участок, следуем пошаговому алгоритму:

  • на автомобиле откидываем минусовой контакт от АКБ;
  • один кабель с «крокодилом» от тестера закрепляем на освободившееся клемме батареи;
  • второй кабель измерительного прибора фиксируем на отстранённом проводе.

Проверка АКБ на утечку тока

В такой ситуации полярность на мультиметре не играет роли. Достаточно лишь обеспечить видимость дисплея. Такие операции осуществляются на заглушённом двигателе при вытянутом ключе зажигания.

Для того чтобы измерить значения на разрыве плюсовой стороны, проводим аналогичные действия со второй клеммой. Показания с обеих сторон не должны превышать 80 мА. В противном случае тестер укажет на утечку.

Поиск и устранение утечки

В большинстве случаев удаётся найти проблему во встроенном внештатном оборудовании. Причинами могут стать неудобное расположение нового прибора в месте, которое не приспособлено для монтажа. При этом происходит нагрев аппарата или перетирание подходящих к нему кабелей.

Специалисты советуют обратить внимание на подключённую недавно сигнализацию и на электропроводку дверей. В них повышен риск выхода из строя концевиков, участвующих в схеме замыкания/размыкания контактов. При проверке сигнализации следует учесть, что её электропотребление заметно снижается спустя примерно 5–10 минут после активации.

В некоторых случаях не удаётся выявить проблемных потребителей, разряжающих батарею. Тогда следует провести мониторинг генератора. Он нередко оказывается виновником слабого заряда АКБ. Тогда требуется привести генератор в порядок.

Чем грозит утечка тока из АКБ

Если автомобилист заметил повышение нежелательного разряда батареи, то обязан предпринять ряд мер. Это относится даже к тем машинам, которые не успевают значительно сбросить энергию во время ночного простоя. Проблема способна проявиться в более невыгодных факторах. Например, повышается риск таких событий, связанных с проводкой:

  • короткое замыкание;
  • выгорание предохранителей и проводки;
  • возгорание транспортного средства.

Если позволяют обстоятельства, то можно откидывать клеммы от батареи неиспользуемого авто. Для машин, эксплуатируемых в условиях пониженных температур, рекомендуется заносить АКБ в тёплое место на ночь. Стоит с собой иметь всегда провода для того, чтобы «прикурить» от чужого аккумулятора.

Ссылка на основную публикацию