Причины быстрой разрядки аккумулятора автомобиля

Каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда попытка завести машину после простоя завершается полным фиаско. Мы не будем много говорить о том, что такие проблемы всегда случаются не вовремя – любые проблемы имеют свойство появляться внезапно. Важно определить, насколько системной является эта неисправность – вполне возможно, что она произошла из-за человеческого фактора, и тогда волноваться не о чем. Но чаще быстрый разряд АКБ свидетельствует о наличии неисправностей, и не обязательно связанных с самой батареей. Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Диагностика аккумулятора авто

Почему аккумулятор начинает разряжаться слишком быстро

Современные автомобили буквально напичканы электронными системами, повышающими безопасность автомобиля и делающими пребывание в нём таким же комфортным, как дома. Нередко сами автомобилисты дополнительно устанавливают в машину немалое количество новых потребителей. Все они питаются от генератора, который рассчитан на определённую нагрузку и при её превышении будет отдавать аккумулятору меньше энергии, чем полагается. При режиме кратковременных поездок (менее 20 минут) уже довольно скоро АКБ вашего авто будет испытывать голод. Добавьте к этому сигнализацию – и получится, что аккумулятор садится буквально за ночь.

Но нельзя исключать и множество других причин. Например, при подключении дополнительного оборудования вы немножко напутали, и один из приборов оказался запитанным от аккумулятора. Возможно, вы просто забыли выключить автомагнитолу или свет. Со временем появляются проблемы с электропроводкой и контактами, происходит утечка тока, которая также может стать причиной быстрой потери заряда. К таким же последствиям приводит короткое замыкание в бортовой сети, которое может не проявлять себя никак, кроме разрядки аккумуляторной батареи.

Разобраться со всем этим бывает непросто даже опытным автовладельцам, а ведь есть ещё такие неочевидные причины, как неподходящие условия эксплуатации, когда автомобиль вынужден часто простаивать на открытом воздухе в жару и морозы за минус 30. Наконец, никто не отменял фактор старости, который у автомобильных аккумуляторов зависит от множества субфакторов – типа АКБ, бренда производителя, его рабочих характеристик (часто автомобилисты устанавливают дешёвые батареи низкого качества или с характеристиками, не соответствующими вашей модели авто).

И ещё один момент – даже необслуживаемые автомобильные аккумуляторы нуждаются в периодическом осмотре. Водители об этом почему-то забывают, в результате проблемы накапливаются, и в один не совсем прекрасный момент они об этом узнают.

Давайте рассмотрим основные причины быстрого разряда батареи более подробно.

Физический износ

Каждое устройство имеет свой ресурс работы. У обслуживаемых источников питания он меньше (2-3 года интенсивной работы), у необслуживаемых – немного больше (3-5 лет). Через 2-3 года любой аккумулятор теряет свою ёмкость в пределах 30-45% от первоначальных характеристик, и этот процесс остановить нельзя. Так что если аккумулятор на вашей машине садится быстро – просто представьте, сколько ему лет. Возможно, это просто возрастные изменения.

Но есть приёмы, позволяющие замедлить старение:

  • старайтесь минимизировать количество пусков мотора, ведь зачастую мы не обращаем на это внимание и заводим машину чаще, чем нужно;
  • всегда помните, что для восполнения суточных потерь необходимо совершить поездку на 10-15 км., если средние расстояния, покрываемые за каждую поездку, будут меньшими – АКБ не будет полностью заряжаться;
  • по возможности старайтесь всегда поддерживать заряд на максимальном уровне, поскольку даже в частично разряженном состояние сульфатация пластин имеет место;
  • не допускайте глубокого разряда АКБ, а для необслуживаемых устройств это смерти подобно;
  • не пренебрегайте проверками уровня электролита;
  • хотя бы раз в год проводите мероприятия, направленные на предотвращение сульфатации пластин. Правда, для возрастных батарей они уже малоэффективны.

Диагностика АКБ мультиметром

Генератор не обеспечивает полноценную зарядку

Увы, но и неисправность генератора может привести к тому, что напряжение на аккумуляторе за ночь падает до значений, когда пуск мотора становится невозможным.

Чтобы определить, не является ли он источником недозаряда АКБ, его следует проверить с использованием мультиметра. Алгоритм процедуры несложен:

  • запускаем мотор;
  • включаем на холостом ходу после прогрева двигателя как можно больше потребителей (климатическую установку, фары, магнитолу, обогрев сидений);
  • мультиметром замеряем напряжение на клеммах батареи – оно должно находиться в пределах 12-14,4 В. Если значение меньше, аккумулятор будет испытывать «голод» и недозаряжаться;
  • бывает и обратная ситуация – когда напряжение превышает 14,5 В. Перезаряд запускает процесс гидролиза, приводящего к испарению из электролита воды и потере им номинальной плотности.

Если вы убедились, что аккумулятор быстро разряжается на машине из-за неисправного генератора, необходимо выяснить причину и устранить её.

Утечка тока

В число причин, почему на машине быстро разряжается даже новый аккумулятор, входит утечка электроэнергии. Для выявления таких случаев тоже не обойтись без мультиметра. Алгоритм процедуры:

  • извлекаем из замка зажигания ключ;
  • отключаем все приборы, потребляющие ток;
  • открываем капот и отсоединяем минусовую клемму;
  • включаем мультиметр в режим измерения тока с минимально возможными номиналами (у некоторых моделей предусмотрен режим определения утечки тока);
  • если показания больше 50-70 мА – утечка имеется, и вам нужно найти, почему аккумулятор разряжается за ночь.

А вот локализация утечки – задача нетривиальная, здесь без помощи специалиста вы вряд ли обойдётесь.

Ухудшились характеристики электролита

В процессе эксплуатации плотность электролита постоянно снижается, и этот процесс сопровождается испарением рабочей жидкости. Скорость потери плотности, если всё функционирует нормально, невелика, но чтобы не попадать в ситуацию, когда аккумулятор на вашем автомобиле полностью разрядился за ночь, лучше держать этот процесс на контроле.

Другими словами, необходимо периодически проверять уровень электролита.

На обслуживаемых АКБ для этого нужно открутить заливные пробки, на необслуживаемых обычно имеется смотровое окошко. Жидкость должна покрывать электроды на 1,5 сантиметра.

Диагностика аккумулятора мультиметром
Проверка АКБ на утечку тока мультиметром

Чтобы определить плотность электролита, следует воспользоваться ареометром. Если она выше нормы – разбавьте жидкость дистиллированной водой.

Если ниже, при этом уровень достаточный и батарея заряжена, процедура немого усложняется: необходимо с помощью груши порционно набирать старый электролит, заливать вместо него свежий и повторять такую операцию до тех пор, пока плотность не окажется в пределах нормы.

Аккумулятор коротит

В число причин, почему аккумулятор садится за ночь, входит короткое замыкание между пластинами – следствие их сульфатации и наличия в электролите большого количества проводящих частиц.

В обслуживаемых аккумуляторах эту проблему можно было попытаться устранить, прочистив банки с электродами и даже заменив вышедшую из строя банку. В современных моделях такой возможности нет, и если имеет место короткое замыкание на пластинах, устройство отправляется в утиль.

Неподходящие условия эксплуатации

Если машина ночует на открытом воздухе, в сильные морозы аккумулятор вполне может разрядиться за ночь, особенно если он возрастной. Поэтому в таких случаях рекомендуется не оставлять батарею на авто, если предполагается длительная стоянка – её нужно снимать и хранить в отапливаемом помещении. Зимой нужно чаще проверять характеристики батареи.

Человеческий фактор

Нельзя сбрасывать со счетов и обычную забывчивость водителей. Достаточно оставить включенным ближний свет фар, освещение салона или магнитолу – и такая ваша оплошность станет причиной быстрого разряда аккумулятора в ноль за 4-8 часов. Здесь, конечно, никакие рекомендации не помогут, приходится полагаться на свою внимательность. Как показывает практика, одного-двух таких случаев достаточно, чтобы у водителя выработались соответствующие рефлексы.

Впрочем, автопроизводители тоже идут навстречу обладателям транспортных средств, оснащая их системами, автоматически отключающими всех потребителей (кроме сигнализации) спустя заданное время после выключения мотора.