В современных автомобилях повышается роль источников электропитания. Инженеры увеличивают количество потребителей в бортовой сети, поэтому затраты энергии растут. Если двигатель авто не работает, то ток на потребителей поступает от аккумуляторной батареи. От её состояния также зависит качество запуска мотора.
Что такое электролит
Большинство установленных в автомобилях аккумуляторов являются жидкостными кислотно-свинцовыми источниками питания. Они подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые типы. Фактически это не единая ёмкость с электродами, а несколько ёмкостей (банок), соединённых между собой последовательно.
Внутри каждой банки имеются свинцовые электроды, отделённые токонепроводящими сепараторами. Металл располагается в жидкой электролитической среде, состоящей из специального кислотного раствора.
Электролит в аккумуляторе автомобиля – это бесцветный раствор серной кислоты и дистиллированной воды с примерной плотностью 1,23–1,25 г/мл.
Благодаря жидкой среде в батареях идут электрохимические процессы, приводящие к генерации электричества. На степень заряженности АКБ оказывают влияние различные факторы, включая плотность раствора, окружающую температуру, загрязнённость пластин (степень сульфатации) и уровень жидкости в банках.
Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе
Без токопроводящей жидкости кислотно-свинцовая АКБ в автомобиле работать не будет. Электролит обеспечивает движение ионов между электродами (плюсовым анодом и минусовым катодом). На положительном контакте происходит расщепление молекул воды на два иона водорода, молекулу кислорода и высвобождается пара электронов. Около отрицательного электрода пара свободных электронов встречается с двумя ионами водорода, образуя молекулу водорода. Эти процессы идут при отдаче энергии от аккумулятора на потребителей, а во время зарядки происходят обратные процессы.
Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
Разберёмся, какой оптимальный уровень качественного электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе. Корпусы многих моделей АКБ с жидкостью внутри изготовлены таким образом, что снаружи удаётся заметить количество заполнения внутреннего пространства. На внешней стороне корпуса подобных аккумуляторов могут присутствовать риски с указанием минимального (min) и максимального (max) значений, что позволяет облегчить контроль текущего состояния.
Рекомендуется поддерживать уровень заполнения электролита в рабочем автомобильном аккумуляторе ближе к максимально допустимому значению.
Падение ниже планки min может привести к скорому непоправимому ущербу для АКБ. В обслуживаемых моделях при регулярной эксплуатации специалисты рекомендуют мониторить состояние жидкости примерно раз в две – три недели. Особенно надо уделять внимание состояние в летнее время, в период жары, когда повышается вероятность испарений, и количество электролита будет уменьшаться в банках.
Производители установили зависимость объёма водного раствора серной кислоты от ёмкости аккумулятора. Чем больше Ампер-часов, тем больше нужно жидкости. Узнаем, сколько находится электролита в вашем аккумуляторе:
- 55 Ач – 2,5 л;
- 60 Ач – до 3 л;
- 75 Ач – 3,7–4 л;
- 90 Ач – до 4,8 л;
- 190 Ач – от 10 л.
Некоторые аккумуляторы продаются сухозаряженными, поэтому в них нужно доливать раствор самостоятельно. Подобная зависимость поможет сориентироваться, сколько литров будет нормой.
Как осуществить проверку уровня
Для мониторинга состояния автомобильной АКБ не требуется дорогостоящее оборудование. Также необязательно отправляться в автосервис, ведь все операции можно провести в гаражных условиях с минимальным инструментарием.
Проверка текущего уровня раствора электролита в автомобильном аккумуляторе осуществляется по такому алгоритму:
- перед тем как определить уровень кислотного раствора в банках батареи, необходимо дать отстояться АКБ пару часов, а потом, откинув клеммы, изъять заряженный источник питания из подкапотного пространства;
- определяем снаружи по меткам на корпусе (min/max) степень заполненности жидкостью;
- чтобы проверить уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе, потребуется стеклянная прозрачная трубка, открытая с обоих концов и с внутренним диаметром 3–5 мм;
- отвинчиваем пробки из банок АКБ;
- опускаем в одну из открытых ёмкостей трубку до упора на свинцовые пластинки;
- верхнюю открытую часть герметично прижимаем пальцем и аккуратно приподнимаем трубку;
- проводим ориентировочный замер уровня и возвращаем жидкость в банку;
- проделываем операцию с остальными ёмкостями, зафиксировав результаты.
Оптимальным считается значение 10–12 мм над уровнем пластин. Если имеется отклонение от номинала, то рекомендуем его устранить, долив дистиллят.
Опасность высокого и низкого уровня
Если электролита в вашем аккумуляторе мало или много, то это оказывает негативные последствия на работу данного источника питания в автомобиле. Данный факт актуален для батареи любого объёма.
При превышении оптимального объёма во время закипания возникает риск разбрызгивания агрессивной химической жидкости. Также в некоторых случаях скопившийся под большим давлением газ может спровоцировать взрыв батареи.
Низкий уровень электролита также приводит к проблемам. Чаще всего в таких обстоятельствах провоцируется сульфатация пластин и последующее их разрушение. Дополнительным негативом служит существенное понижение ёмкости источника питания ниже допустимых заводом-изготовителем пределов.
Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора
Восстановить объём кислотного раствора автомобилист сможет самостоятельно при соблюдении мер безопасности и наличии материалов и инструментов. Рассмотрим далее, можно ли самому доливать купленный электролит в автомобильный аккумулятор. Определим, как правильно восстанавливать баланс жидкости в банках.
Для долива автомобилисты могут использовать как готовый электролит, так и дистиллят. Однако чаще всего необходим второй вариант, так как в процессе эксплуатации и периодов зарядки в основном выкипает вода, а концентрация кислоты при этом повышается. Добавление непосредственно электролита актуально для тех случаев, когда он выплёскивался из общей ёмкости или раствор терялся через щели или микротрещины.
Выявив превышение уровня жидкости, необходимо сделать отбор излишков. Для данной операции подойдёт резиновая груша, в которую вставлен жёсткий наконечник, например из стеклянной трубки. После забора жидкости повторно проводим измерение и наводим баланс.
Категорически недопустимо переворачивать АКБ, чтобы слить излишки кислотного раствора, так как возникает риск разрушения хрупких свинцовых пластин. Это относится к батареям с длительным периодом эксплуатации.