Внедорожный автомобиль Chevrolet Niva стал результатом совместной работы отечественных и американских производителей. В своё время он позволил иначе взглянуть на старую, советскую Ниву.
У этой машины можно найти столько же преимуществ, сколько и недостатков. Но всё равно модель остаётся востребованной и популярной и носит статус бюджетного вездехода.
Вопросами обслуживания Chevrolet Niva также предпочитают заниматься сами владельцы. В большинстве случаев здесь нет ничего сложного. При проблемах с электрической частью чаще всего проблема оказывается в ремне генератора, роликах, либо в самом генерирующем устройстве. Если с проверкой и заменой узлов ничего принципиально сложного нет, то вот к разборке и ремонту генератора нужно подходит со знанием дела и хотя бы минимальным опытом.
Когда нужно менять ремень генератора
Некоторые автомобилисты ориентируются по уровню износа, другие по пробегу, а третьи обращают внимание на этот узел лишь тогда, когда возникают явные неполадки в работе внедорожника.
Существует несколько характерных признаков проблем со стороны ремня и генераторного узла:
- свист из-под капота, нехарактерный шум при запуске двигателя;
- горячая лампочка на приборной панели в виде аккумуляторной батареи;
- нестабильная работа освещения и электрооборудования в машине.
Также ремень проверяют по следам масла на поверхности, а также по степени натяжения.
Столкнувшись с подобными явлениями, необходимо проверить текущее состояние ремня. На его износ указывают трещины, обрывы, разлохмачивание, порезы, а также прочие визуально заметные дефекты.
Если симптомы явно указывают на потерю эксплуатационных характеристик приводного ремня, то не остаётся ничего другого, кроме как заняться его заменой на Chevrolet Niva. Сделать это можно своими руками.
Но нельзя исключать и другой вариант. Это растяжение ремня. То есть он остаётся целым и пригодным для дальнейшей эксплуатации, но немного растянулся, либо же ослабло его натяжение в узле. Плюс иногда при монтаже ремня его могут натянуть слишком сильно. В обоих случаях требуется регулировка.
Как подтянуть ремень генератора
Одна из распространённых задач заключается в том, чтобы натянуть ремень установленного генератора на Chevrolet Niva. Такая операция не сложная. Но лучше предварительно заглянуть в руководство, а также познакомиться со схемой системы.
Сама по себе натяжка ремня проблем вызывать не должна, если у вас Chevrolet Niva. Учтите только, что у кондиционера и генератора разные ремни. А поэтому кондиционер при необходимости регулируется и ремонтируется отдельно.
Внедорожники Chevrolet Niva выпускаются с генераторным узлом, где не предусмотрено наличие автоматического натяжителя. Поэтому владельцам периодически приходится регулировать натяжку.
Если ремень генератора окажется перетянут, это приведёт к появлению характерного свиста, а также ускорит износ детали. Параллельно изнашиваются подшипники, происходит перегрев ремня.
Здесь можно подумать, что правильным решением будет ослабить натяжку. Но тогда процесс износа окажется ещё интенсивнее, что обусловлено усиленными вибрациями.
Чтобы получить нужное натяжение ремня узла генератора на автомобиле Chevrolet Niva, необходимо сделать следующее:
- выключить зажигание и снять минус с аккумулятора;
- поднять капот;
- убрать пластиковую накладку, которая держится на фиксаторах;
- ослабить натяжение хомута основного воздуховода с помощью отвёртки;
- ключом на 10 открутить винт фиксации, извлечь его, после чего отсоединить воздуховод от корпуса фильтра;
- открутите 3 гайки на генераторном узле на 1-2 витка;
- найти винт регулировки;
- с помощью ключа на 13 прокрутить его в левую или в правую сторону;
- при вращении винта влево натяжение будет ослабляться;
- чтобы проверить правильность натяжения, надавите на ремень примерно посередине с усилием около 75 Н;
- если прогиб составит 11-12 мм, то всё сделано верно.
Такая проверка проводится периодически. Согласно техническому регламенту, проверять состояние ремня, а также генераторного узла следует с интервалом 15 тысяч километров.
Теперь вы знаете, как подтянуть ремень генератора на отечественном внедорожнике Chevrolet Niva.
Процедура замены ремня генератора на Chevrolet Niva
Принципиальной разницы в том, как выполняется замена ремня в комплектации без кондиционера или же с климатической установкой на Chevrolet Niva нет. За кондиционер отвечает отдельный узел. Прямого отношения к ремню генератора и помпы он не имеет. То есть трогать его, снимать или как-либо вмешиваться в конструкцию привода кондиционера, меняя ремень генератора, не придётся.
Чтобы проверить состояние и заменить генераторный ремень, необходимо сделать следующее:
- отключить зажигание, снять минус с аккумулятора и поднять капот;
- снять защитный экран с ДВС, потянув его вверх, преодолевая сопротивление 4 шпилек;
- нажать большим пальцем на ремень в промежутке между шкивом генератора и шкивом насоса жидкости охлаждения, максимально посередине;
- при условии 8 кгс нормальным прогибом будет 11-12 мм;
- далее нужно снять резиновые рукава, которые отвечают за подвод воздуха к дросселю;
- головкой на 13 ослабить 3 гайки, которые крепят кронштейн ролика натяжения;
- с помощью головки или ключа на 13 прокрутить регулировочный болт;
- для замены болт следует вращать против часовой стрелки;
- тем самым ослабляется натяжение ремня;
- снять старый ремень;
- установить новую деталь, соблюдая определённую последовательность;
- сначала натянуть ремень на шкив коленвала, а в конце на натяжной ролик;
- выполнить регулировку согласно инструкции.
Для Chevrolet Niva используются пятиручьёвые ремни, длина которых составляет 1888 мм.
Замена роликов
Генераторный ремень является связующим компонентом, который соединяет генератор и двигатель. Именно за счёт ремня генератор и может вырабатывать электроэнергию, питая всех потребителей в машине.
Но между шкивом коленвала и генератора имеется ролик. С его помощью ремень всегда находится в нужном натяжении, а также не покидает своего места в процессе эксплуатации. С течением времени ролик может изнашиваться и требовать замены. Причём поменять натяжной ролик можно самостоятельно.
Поломка и преждевременный износ натяжного ролика обычно связан с попаданием в узел инородных предметов, неправильной регулировкой, некорректным натяжением ремня.
На необходимость замены роликов обычно указывает посторонний шум, а также сильные вибрации при работающем двигателе. Также обнаружить проблемы можно путём визуального смотра. Неполадки проявляются в виде:
- люфта;
- механических повреждений на корпусе;
- дефектов подшипника;
- повреждений кронштейна;
- сложного прокручивания вала.
Параллельно обычно осматривают сам ремень на наличие трещин, порезов, а также расслоений. Многие владельцы Chevrolet Niva считают, что правильнее всего менять ролик и ремень одновременно. Хотя срок службы ролика может быть больше. Тут нужно действовать по ситуации.
Чтобы поменять ролики своими руками, владельцам Chevrolet Niva необходимо сделать следующее:
- Предварительно подготовиться к ремонту. Для этого нужно отключить зажигание, снять минус с аккумулятора и подготовить ключи на 10 и 17.
- Теперь ослабить и снять старый ремень. Для этого ослабляется ролик натяжения вместе с посадочной площадкой. Тут предусмотрено наличие 3 гаек под 10 ключ. Либо же можно просто ослабить центральный болт, прокрутив его ключом на 17.
- Убрав ремень, нужно заблокировать коленвал, чтобы он в процессе работы не прокручивался.
- Демонтируйте гайку на ролике, после чего снимите узел, не забыв снять ещё и пружинную шайбу.
- На ролике генератора имеется защитный колпачок. Его нужно предварительно убрать.
- Затем ключом на 17 снимается центральная гайка. Остаётся лишь убрать дистанционное кольцо, не позволяющее приводить к совмещению ролик и корпус двигателя.
- При установке нового элемента сначала фиксируется кольцо, а за ним идёт ролик.
- Теперь с помощью шайбы с пружинным механизмом нужно плотно затянуть болт.
- Остаётся только надеть ремень и затянуть натяжной ролик. При этом ремень должен прижиматься максимум на 1 см от своего положения.
В руководстве по эксплуатации Chevrolet Niva говорится о том, что крепление ролика натяжения нужно проверять с интервалом 30 тысяч километров. Но это можно делать и чаще. Главное в такой ситуации — своевременно заметить наличие проблем и исправить ситуацию до появления более серьёзных неполадок.
Демонтаж и установка генератора
Алгоритм демонтажа генерирующего устройства имеет следующий вид:
- Выполните стандартную подготовку. То есть выключите зажигание, снимите минусовую клемму с аккумулятора, а также уберите защиту с двигателя.
- Теперь ключом на 10 ослабьте гайки, удерживающие основание вместе с натяжным роликом. Полностью извлеките крепления со своих посадочных мест.
- Найдите винт регулировки, после чего открутите его. Как только винт поднимется вверх площадки, убедитесь, что она свободно теперь может перемещаться.
- Скиньте ремень со шкивов. Ремень можно полностью убрать. Хороший повод заменить расходник, если он работает уже достаточно давно на Chevrolet Niva.
- Далее открутите болты, которые удерживают сам генератор. Здесь вам потребуется ключ на 13 и на 17. Сзади генератора имеется 2 провода. Один подключается просто штекером, а второй удерживается на шляпке болта. Снимите и открутите их.
- Остаётся лишь снять генерирующее устройство со своего посадочного места.
В процессе установки всё нужно сделать в обратной последовательности.
Но есть и те, кто решает не просто поменять генератор, а пытаются его отремонтировать. Если вам хорошо знакома схема подключения генератора, вы знаете устройство генерирующего устройства на Chevrolet Niva, есть опыт в работе с электрикой автомобилей, тогда ремонт потенциально можно выполнить своими руками.
Задача далеко не простая. Поэтому не рекомендуется заниматься ремонтом без соответствующего опыта, навыков и понимания сути происходящего.
Как отремонтировать генератор
Если вы являетесь опытным человеком в таких вопросах, то заменой щёток генератора на Chevrolet Niva вас вряд ли можно испугать. Как и заменой подшипников генератора на одном из самых популярных отечественных внедорожников в лице Chevrolet Niva.
Предварительно потребуется снять элемент, а также подготовить ремонтный комплект.
Стоит отдать должное конструкторам, которые предусмотрели использование ремонтопригодного генератора на автомобилях Chevrolet Niva. То есть его разборка и дефектовка вполне может быть выполнена своими руками.
Инструкция достаточно сложная и многоэтапная. Поэтому заранее подумайте, стоит ли браться за такую работу. Если уверены в собственных силах, тогда можно приступать.
Для ремонта потребуется набор, состоящий из:
- гаечного рожкового ключа на 10;
- трещотки;
- головок на 8, 10, 13 и 24 мм;
- монтажной лопатки;
- маркера;
- контрольки;
- крестовой и плоской отвёртки;
- слесарных тисков;
- тестера или мультиметра;
- двухзахватного съёмника;
- штангенциркуля;
- динамометрического ключа.
Если всё необходимое есть, тогда можно начинать ремонт.
Пошаговая инструкция по ремонту генератора
Решив самостоятельно отремонтировать генератор на внедорожнике Chevrolet Niva, старайтесь действовать согласно следующей инструкции.
- Для начала снимите генератор. С помощью маркера сделайте метки взаимного расположения крышек устройства. Это упростит обратную сборку.
- Отожмите защёлки, после чего снимите пластиковый кожух.
- Под ней увидите 3 винта под крестовую отвёртку, которые держат регулятор напряжения. Их нужно выкрутить.
- Отключите провод от клеммы регулятора, а затем демонтируйте регулятор напряжения вместе с щёткодержателем.
- Теперь вам нужно выкрутить 4 винта фиксации выпрямительного блока, а также один винт, который держит конденсатор. Здесь требуется крестовая отвёртка.
- Аккуратно отогните 3 вывода статорной обмотки, чтобы получить возможность извлечь выпрямительный генераторный блок. Этот блок снимается вместе с конденсатором.
- Чтобы поменять конденсатор, нужно выкрутить гайку контактного болта, затем снять шайбу, а также распорную втулку. Далее удаляется наконечник провода с контактного болта.
- Затем увидите 4 винта стяжки, под головками которых находятся плоские и пружинные шайбы. Они затянуты большим моментом, так что усилие придётся приложить солидное.
- Подденьте с помощью плоской отвёртки крышку и снимите её со стороны колец контакта.
- Генераторный ротор следует зажать плотно в тисках, исключив проворачивание. Теперь можно выкрутить гайку, которая крепит шкив. Снимайте сам шкив, а также пружинную шайбу. Далее следует снять упорную шайбу и извлечь ротор из крышки, именно со стороны привода.
- С роторного вала необходимо снять дистанционное кольцо. Изучите состояние колец. При наличии задиров, царапин и прочих дефектов кольца можно отшлифовать. Если наждачка не помогает, тогда кольца ещё протачивают на токарном оборудовании. Снимается минимальный слой, а затем идёт шлифовка. Либо кольца под замену.
- Используя тестер в режиме сопротивления, проверьте параметры на обмотках ротора, соединив прибор с контактными кольцами. Знак бесконечности на тестере указывает на то, что в обмотках есть обрыв. Такой ротор только под замену.
- Контролькой можно проверить наличие замыканий обмотки на корпус проблемного ротора. Нужно включить в сеть или соединить с АКБ контрольку. Один провод идёт на корпус ротора, а второй соединяется с каждым кольцом поочерёдно. Лампа при этом гореть не должна. Если контролька загорается, что есть замыкание. Ротор идёт под замену.
- Далее взгляните на статор. С внутренней поверхности не должно присутствовать следов задиров якоря о статор. Если признаки износа есть, то меняется генераторная крышка, либо подшипники.
- Обмотку статора также следует проверить на наличие обрыва. Тут поможет контрольная лампа. Она подключается к 220 В. Соединяется по очереди со всеми выводами на обмотке. Здесь лампочка должна всегда загораться. Если этого не происходит, то в обмотке есть обрыв. Устраняется проблема путём замены обмотки или статора.
- Ещё стоит проверить замыкание статорных обмоток на корпус. Контролька подключается к выводам обмотки, а провод от источника энергии к корпусу статора. Если лампочка горит, то замыкание есть. Меняется сам статор, либо его обмотка.
- Изучите состояние генераторной крышки со стороны привода вместе с подшипником. При наличии признаков износа подшипника, либо трещины в крышке, требуется заменить узел. Поскольку подшипник завальцован в крышку, деталь меняется в сборе.
- Теперь взгляните на подшипник со стороны контактных колец. Если есть люфт, заклиNivaние, следы смазки или иные повреждения, подшипник идёт по замену. С помощью съёмника он демонтируется с вала. Затем оправкой впрессовывается новый элемент. Усилие нужно прикладывать именно ко внутреннему кольцу нового подшипника.
- Если на крышке со стороны контактных колец имеются трещины, то эта деталь также меняется.
- Не лишним будет проверить регулятор напряжения. Контролька подключается к щёткам и подаётся напряжение 12 В на плюсовую клемму, а минус идёт на массу щёткодержателя. Контролька должна загореться. При подаче напряжения 15-16 В лампочка должна выключиться. Если она горит, либо не загорается в обоих тестах, то регулятор вышел из строя. Его нужно заменить.
- Проверьте, насколько легко перемещаются щётки и как они выступают. Если щётки выступают меньше чем на 5 мм из держателя, то регулятор в сборе нужно заменить.
- Также бывает необходима замена диодного моста на генераторе Chevrolet Niva. Для проверки требуется контролька и АКБ. Соедините плюс батареи через контрольную лампу на вывод В+ генератора, а минус аккумулятора с корпусом генератора. Лампочка при этом гореть не должна. Если включается, то имеется замыкание. Блок идёт под замену.
Поменяв все изношенные или вышедшие из строя элементы, нужно последовательно собрать генератор. Старайтесь не допускать ошибок и действовать точно так же, как при разборке. Только уже в обратной последовательности.
Как видите, обслуживать генераторный узел на Chevrolet Niva можно и своими руками. Но ремонт генератора справедливо следует отнести к наиболее сложному процессу.
Как часто сталкивались с заменой ремня или ролика генератора? Из-за чего они выходили из строя и изнашивались? Как долго служит штатный генератор? Приходилось ли его уже менять на вашей Chevrolet Niva?
Ремень меняю чисто по регламенту. Не жду, пока он начнет свистеть и создавать мне другие проблемы. А вот генератор работает штатный с момента покупки машины. Брал новую Ниву в свое время. Пока все хорошо.
Изначально взял себе Шевроле Ниву с проблемной проводкой. Не знаю, что так случилось, но уже несколько раз менял проводку в разных узлах. Дошло дело и до генератора. Сам он был в порядке. А вот с проводами беда. Мне их заменили в сервисе. Вроде теперь все ок.
Поменять ремень тут вообще проще простого. Да и в снятии генератора ничего сложного не вижу. Я его демонтировал, но не для замены или ремонта. Были другие задачи. Но не разбирал и не планирую. Если и выйдет из строя, то просто возьму новый.