Корейский автомобиль Kia Rio в России занимает вторую строчку по популярности и продаваемости среди иномарок, уступая только Hyundai Solaris. Об этом наглядно свидетельствуют цифры и статистика продаж.
Поэтому не удивительно, что на дорогах встречается большое количество корейских хэтчбеков, седанов и универсалов. Но вместе с тем владельцам также приходится сталкиваться с определёнными неполадками и неисправностями.
Некоторые из них касаются генераторного узла. В него входит сам генератор, а также приводной ремень и ролики. Последние бывают натяжными и обводными.
Стоит отдать должное конструкторам Kia Rio. Они совершенствуют машину из поколения в поколение, но при этом стараются всё делать конструктивно просто и одинаково, не меняя принцип замены тех или иных деталей, в зависимости от поколения.
Проверка натяжения ремня
Чтобы проверить правильность натяжения ремня генератора на автомобилях Kia Rio, не обязательно использовать безмен и линейку.
На растяжение ремня обычно указывают нехарактерные звуки из-под капота в виде свиста, гула и скрипа. Причём эти звуки доносятся до водителя в момент запуска и прогревания двигателя.
Если же акустических признаков для вас недостаточно, что обусловлено возможным свистом ремня от ГРМ, тогда есть другой способ проверки.
В технических документах на южнокорейский автомобиль говорится, что в случае нормального натяжения генераторного ремня элемент должен прогибаться максимум на 10-15 мм, когда на него воздействуют усилием в 100 Н. Или 10 кгс.
Попробуйте надавить на ремень пальцем примерно с таким усилием. Если ремень сильно прогибается и вы его можете как бы вывернуть наизнанку пальцами в натянутом состоянии, то такой ремень натянут плохо.
Как подтянуть
Самостоятельная натяжка приводного ремня генератора на Kia Rio образца 3 поколения или 2 генерации особых проблем вызывать не должна.
Подтяжка имеет смысл лишь в том случае, когда на приводном ремне генератора отсутствуют следы его износа, деформации, обрыва и пр. Если деталь выглядит хорошо, но натяжение недостаточно сильное, тогда можно попробовать подтянуть.
Поняв, что на Kia Rio 3 всё же требуется натяжка ремня электрического генератора, то задачу можно выполнить своими руками. Для работы вооружитесь:
- ключами с головкой на 17 и 19;
- монтажной стальной лопаткой;
- баллонным ключом.
Один нюанс. Когда на автомобиле установлен гидроусилитель рулевого управление, натяжение осуществляется в автоматическом режиме. То есть вмешательство со стороны водителя не требуется. Только уже когда ремень окончательно износится и его придётся менять.
Если же гидроусилитель отсутствует, тогда подтяжка выполняется своими руками.
Сама натяжка ремня от генератора не сильно отличается в случае с обслуживанием Kia Rio 2 и 3 поколения. Если автоматический натяжитель отсутствует, тогда попробуйте натянуть сами.
Чтобы натяжка была выполнена правильно, соблюдайте следующие рекомендации, а также следуйте инструкциям:
- Визуально изучите элемент. Если видны следы разлохмачивания, надрывов и масла на поверхности, поможет только замена.
- Проверьте уровень натяжения. Нажмите на ремень пальцем посередине, между шкивами генератора и коленчатого вала. Убедившись, что натяжение слабое, приступайте к работе.
- Ослабьте гайки, которые удерживают генератор на кронштейне и рычаге натяжения.
- Воспользуйтесь монтажной лопаткой. С её помощью нужно в сторону отвести генератор, слегка его ослабив. При этом под лопатку установите влажную ветошь, чтобы ничего не повредить.
- Через нишу правого колеса доберитесь до коленчатого вала. Схватитесь ключом за болт крепления коленвала и прокрутите его на 2 оборота в направлении часовой стрелки. При этом ремень должен натягиваться.
- Повторно с помощью пальца проверьте степень натяжения. Если натяжка недостаточно сильная, тогда нужно будет провернуть вал ещё 1 или 2 раза.
- Закрутите плотно все ранее ослабленные гайки.
На этом подтяжка считается завершённой.
Сложно это или нет, судите сами. Хотя объективно Kia Rio в этом плане ничем не отличается от большинства других автомобилей.
Замена натяжного и обводного ролика
Если вы слышите скрип и свист из-под капота, это могут быть признаки изношенного ремня генератора, либо же проблемы со стороны роликов натяжения.
Вопрос решается путём замены натяжителя ремня или подшипников.
Когда диагностика показывает, что проблема связана с роликами или подшипниками, вариант только один. Это их замена. В случае с Kia Rio новые оригинальные детали стоят недорого. Но потребуется эстакада для проведения ремонтных работ. Также вооружитесь накидным ключом с головкой на 14.
Сама операция выглядит следующим образом:
- заглушите двигатель, поднимите и зафиксируйте капот и отключите минусовую клемму от аккумулятора;
- найдите место расположение генераторного ремня, сняв защитную крышку с моторного отсека;
- ослабьте и уберите ремень с ролика, отжав кронштейн ролика натяжителя;
- открутите болт, удерживающий ролик;
- постарайтесь не сорвать резьбу, не забывая, что здесь она обратная, то есть направлена против часовой стрелки;
- если не удаётся подцепить болт ключом, используйте вороток;
- выбейте из механизма изношенный подшипник, взяв головку на 17-19 и небольшой молоток;
- старайтесь не повредить пластиковый корпус, выбивая подшипник;
- установите новый подшипник, запрессовав его;
- соберите узел в обратной последовательности;
- затяните новый или старый натяжной болт, наденьте ремень и подключите питание машины.
Опытные владельцы Kia Rio рекомендуют проводить такую профилактическую работу по замене ролика натяжения в генераторе с интервалом около 30-40 тысяч километров.
Замена ремня генератора
Если обратиться к технической документации для южнокорейского автомобиля, то по регламенту заниматься заменой ремня генератора на Kia Rio 3 необходимо через 90 тысяч километров, либо же через 6 лет после ввода машины в эксплуатацию.
Даже когда за 6 лет не удаётся находить такое расстояние, всё равно замену проводить нужно. Это обусловлено естественными процессами старения материалов.
Также в регламенте говорится, что через 60 тысяч километров нужно проверить текущее состояние ремня.
Все последующие замены ремня генератора выполняются уже с более коротким интервалом в 30 тысяч километров.
Замена требуется, если видны следы отслоения материала, появляются механические повреждения, надрывы, а также на поверхности скапливается масло.
Снова стоит похвалить проектировщиков Kia Rio 3 за то, что схема замены ремня генератора оказалась довольно простой. Даже если произойдёт обрыв ремня в пути, посреди трассы, но при этом у вас будет запасная деталь в багажнике, то даже в таких условиях элемент можно будет заменить своими руками.
Практика показала, а рекомендации производителя подтвердили, что установка нового ремня должна сопровождаться также и заменой натяжного и опорного ролика.
Сама инструкция, актуальная для Kia Rio образца 2010, 2012 и более ранних лет, выглядит так:
- поднимите капот и отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
- открутите болт фиксации генератора на натяжной планке;
- снимите винт регулировки вместе с гайкой;
- сместите генератор в сторону блока цилиндров;
- снимите со шкивов старый ремень;
- натяните на шкивы новый приводной элемент;
- выполните сборку в обратной последовательности;
- подключите клемму к аккумулятору.
Есть и альтернативный вариант, при котором ремень снимается снизу. Это удобно делать, если проводится процедура по замене моторного масла и автомобиль располагается на эстакаде или подъёмнике.
В этом случае немного отжимается натяжной ролик. Учтите, речь идёт о гайке непосредственно на ролике, а не о той, которая расположена ниже. Для этого потребуется рычаг. А после этого ремень уже без проблем стягивается со шкивов.
Новый приводной генераторный ремень ставится на шкивы, и выполняется натяжка.
Недостаток второго метода в том, что в условных полевых условиях такой способ применить не получится. Но и о нём также стоит знать.
Возможные неисправности со стороны генератора
Увы, не всегда удаётся обойтись простой заменой ремня и роликов. Иногда проблема кроется в самом генераторе.
И тут возможно 2 варианта развития событий. В первом случае генератор демонтируется, а на его место устанавливается новый элемент. Второй вариант сложнее, но потенциально дешевле. Нужно снять генератор, отремонтировать его, после чего вернуть на место подкапотном Kia Rio 3 поколения.
В зависимости от характера поломки, можно понять, удастся ли восстановить агрегат, либо единственное решение — это полная замена.
Но и ремонт и замена предусматривают снятие генератора с автомобиля Kia Rio. И тут поколение модели не имеет никакого значения.
К числу характерных и распространённых неисправностей со стороны генератора у Kia Rio 3 можно отнести следующие проблемы:
- износ или механическое разрушение шкива генератора;
- поломка подшипников;
- износ щёток;
- короткое замыкание со стороны обмотки статора;
- нарушения в работе регулятора напряжение;
- поломка диодного моста (выпрямителя);
- повреждение проводки в электроцепи генератора.
При этом можно выделить несколько признаков, по которым становится ясно, что замена или ремонт генератора — это неизбежное событие для владельца Kia Rio 3.
Признаками неисправностей генератора являются:
- при запущенном двигателе индикатор разряда аккумулятора горит постоянно или периодически загорается;
- аккумулятор быстро разряжается и не получает заряд даже после длительной поездки;
- аккумулятор перезаряжается;
- фары светят менее интенсивно, что заметно при езде в тёмное время суток;
- не работает или плохо функционирует аудиосистема в машине;
- со стороны электрического генератора доносятся нехарактерные звуки в виде стука, свиста или скрежета.
Чтобы избежать действительно серьёзных последствий от неисправного генератора, владельцам Kia Rio 3, как и любых других автомобилей, рекомендуется в профилактических целях периодически проверять уровень натяжение ремня, его состояние, а также исправность самого генератора.
Как снять генератор
Если токосъёмная щётка даёт о себе знать, либо как-то иначе проявляются неполадки генератора на Kia Rio 3, потребуется его демонтировать.
Для снятия устройства нужны ключи на 12 и 14, а также торцевая головка на 14.
Если говорить о третьем поколении южнокорейского автомобиля Kia Rio, то тут процесс снятия генератора выглядит следующим образом:
- отключите минус от аккумулятора;
- снимите брызговик с правой стороны и уберите защиту поддона картера;
- открутите болт фиксации натяжного ролика;
- ослабьте натяжение ремня привода и снимите его;
- отключите фишку от электрического генератора;
- отсоедините фиксаторов проводов от устройства, уберите жгут в сторону;
- откройте защитный кожух выводов генератора;
- открутите гайку, которой крепится силовой провод, и снимите с контактной ножки;
- открутите крепёжные болты кронштейна генератора;
- вытащите устройство через моторный отсек.
Всё, генератор перед вами.
Далее всё довольно просто. Если генератор имеет внушительный срок службы, заниматься его ремонтом практически бесполезно. Намного проще и правильнее просто заменить его.
Но когда генератор довольно свежий, но что-то в нём вышло из строя, можно попробовать провести ремонтные работы.
Как разобрать генератор
Ремонт позволяет заменить подшипник, щётки, а также регулятор напряжения. Соответствующий ремкомплект для Kia Rio доступен в продаже. Есть оригинальные наборы и аналоги.
Для работы нужно вооружиться:
- мультиметром;
- съёмником;
- молотком;
- рожковыми ключами на 7 и 10;
- накидным ключом на 27;
- торксом Т50;
- фигурной отвёрткой;
- плоской отвёрткой.
Сняв заранее генератор, его нужно теперь разобрать. Делается это так:
- торксом удерживайте вал генератора и открутите, после чего снимите гайку со шкива;
- учтите, что фиксация шкива выполняется затяжной гайкой с нужным моментом;
- снимите дистанционную шайбу, но перед этим запомните и сделайте пометку, как она располагалась;
- с помощью маркера отметьте, как относительно друг друга располагается крышка электрогенератора и защитный кожух статора;
- открутите 2 винта пластиковой крышки генерирующего устройства и снимите её.
Стартовая разборка выполнена. Теперь можно провести ремонт.
Щётки и подшипник
Если дело в них, тогда в передней крышке можно заменить подшипник, а также щётки.
Чтобы поменять щётки, необходимо:
- открутить 3 болта крепления;
- убрать щёткодержатель вместе с регулятором напряжения;
- проверить, в каком состоянии щётки, насколько легко они ходят;
- если выступающая часть составляем меньше 5 мм, щётки нужно менять;
- замене подлежат как отдельно щётки, так и весь щёточный узел.
Если проблема со стороны подшипника, то тут инструкция другая.
Для замены подшипника генератора на Kia Rio 3 необходимо:
- открутить 4 стяжных болта;
- снять передний кожух защиты;
- с помощью съёмника вывести ротор из подшипника;
- снять 4 винта крепления;
- убрать прижимную пластину вместе с подшипником;
- подходящей по размеру оправкой выбить подшипник молотком;
- выполнить запрессовку нового подшипника, чтобы торцевая часть головки попадала на наружное кольцо новой детали;
- проверить состояние подшипника на якоре;
- если есть люфт и тяжёлый ход, поменять его съёмником и оправкой с молотком;
- во втором случае нужно усилите оправки направлять на внутреннее кольцо.
Вот и всё. Что было в ваших силах со стороны этих элементов электрогенератора, вы сделали.
Выпрямительный блок и обмотка статора
Чтобы проверить ротор и статор электрического генератора на Kia Rio 3, необходимо:
- отжать контакты и отсоединить 3 вывода обмотки статора от выпрямителя;
- выпрямитель (выпрямительный блок) снять вместе с задним защитным кожухом;
- 3 элемента от диодного моста запрессовывают в задний кожух и методом сварки соединяют с выпрямителем, из-за чего разобрать этот узел не получится;
- проверьте, цела ли обмотка на статоре;
- включите мультиметр в режиме проверки сопротивления;
- выводы тестера подключите между контактными кольцами;
- если сопротивление есть, то в обмотке якоря произошёл обрыв;
- проверьте, нет ли замыканий в обмотке на корпус;
- тут один щуп идёт на корпус якоря, а второй по очереди к кольцам;
- если прибор не показывает знак бесконечности, то ротор под замену;
- выполните проверку целостности обмотки на статоре;
- если между выводами статора сопротивление нулевое, это норма;
- если замеры между корпусом и каждым выводом показывают бесконечность, это тоже хорошо.
Далее идёт выпрямительный блок.
Тут нужно проверить 2 типа диодов. Это положительные и отрицательные.
- Положительные. Минусовой щуп от мультиметра идёт на плюс контакта генератора. Плюсовой провод подключается к трём контактам диодов по очереди. Норма — это значение в пределах 700-800 Ом.
- Отрицательные. Тут к минусу выпрямительного блока идёт минусовой (чёрный) щуп тестера. Плюсовой щуп идёт на 3 вывода диодов по очереди. На целостность узла указывает значение бесконечности.
Точно также проверьте диоды на целостность. Но только поменяйте щупы местами. Нормальным будет значение 700-800 Ом.
Даже небольшие отклонения от нормальных параметров говорят о том, что выпрямительный блок работает некорректно, а потому его нужно заменить.
Остаётся только выполнить сборку узла в обратной последовательности.
Приходилось ли менять ремень или сам генератор? Насколько Kia Rio удобная в плане ремонта? С какими сложностями сталкивались? Стоит ли ремонтировать генератор своими руками?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!
Как для своего бюджета Киа Рио очень хорошая машина. Причем это касается буквально всех поколений. Первые версии уверенно ездят до сих пор. Делали качественно. Последнее поколение это тот же Хендай Солярис, но в другой оболочке. У них даже моторы одинаковые.
Тут вы правы. Ремонтировать Рио довольно просто. Особенно если сравнивать с некоторыми японцами и со всеми французскими машинами. Был опыт. Поэтому говорю не просто так. А со знанием дела. Но если не умеешь, не берись. Это логично, я думаю.
Ремонтировал Рио неоднократно у себя в гараже. Стандартный набор инструментов, свободное время и вперед. Удачная машина. И 3 поколение мое любимое в итоге. Хотя ездил почти на всех версих. Разбирается и собирается как конструктор. Если работать аккуратно и постепенно, не запутаешься. Все соберешь так же просто, как и разобрал. Главное — не спешить.
На 100% согласен по поводу того, что генератор есть смысл ремонтировать, если он свежий. Когда машина прошла под 100 тысяч км, и генератор выдает какие-то капризы, то ждать от него, что устройство пройдет еще столько же точно не стоит. Сразу под замену. Да, дорого. Но лучше так.