Автомобильный генератор – узел достаточно надёжный, но, поскольку он имеет электромеханическую конструкцию, то, как и любые другие механические детали, подвержен износу. Имеют определённый ресурс и его электрические узлы – щётки, регулятор напряжения, диодный мост. Наконец, может произойти разрыв или КЗ обмотки статора. Некоторые неисправности сразу приводят к потере работоспособности генератора, другие проявляются постепенно, ухудшая его способность выдавать нужное для питания бортовой сети напряжение.
Как узнать, что приводные ремни растянулись или нуждаются в замене
Honda CR-V принадлежит к моделям, на которых генератор, ГУР и кондиционер имеют независимый привод с тремя раздельными ремнями. Такая конструкция в целом считается более сложной в обслуживании, но зато более надёжной: обрыв ремня гидроусилителя или кондиционера не приведёт к остановке генератора.
Но автовладелец, дабы не допустить такого негативного сценария, должен уметь самостоятельно диагностировать состояние генератора и его узлов.
Первым признаком изношенности или провисания приводных ремней считается появление скрипа или свиста, слышимого из моторного отсека. О природе этого звука можно судить по косвенным признакам.
Так, если свист раздаётся при пуске непрогретого мотора и усиливается при резком нажатии на педаль акселератора, то, скорее всего, это признак изношенности или ослабления ремня генератора. Если эти звуки возникают во время поворота руля, особенно если он вывернут на максимальный угол, можно говорить о проблемах с ремнём рулевого гидроусилителя. Если скрип раздаётся при включении кондиционера, следует проверить соответствующий ремень.
Натяжка ремней производится, если их провисание при нажатии с усилием 10 Н превышает 5 мм. О необходимости замены ремня генератора будут свидетельствовать следующие симптомы:
- на приборной панели мигает или постоянно горит лампочка отсутствия зарядки АКБ;
- при осмотре ремня видны его дефекты: разрывы, отслоения корда, сильные потёртости, масляные пятна и следы от антифриза.
Эксперты советуют производить замену приводных ремней раз в два года и дважды в год проверять их натяжение.
Как натянуть обвисший ремень генератора Honda CR-V
Вами потребуется рожковый ключ на 12, монтировка, головка на 17. Для облегчения доступа к ремню нужно демонтировать левое колесо, желательно также с этой стороны отогнуть защиту мотора, освободив две клипсы.
Теперь нужно ослабить гайки крепления генератора (сверху – ключом на 12, снизу – головкой), после чего вставить монтировку или другой подходящий предмет (например, кусок арматуры) между генератором и корпусом силового агрегата, там имеется специальный выступ для упора. Поджимаем рычаг на себя, натягивая ремень. Достигнув нужного натяжения, затягиваем верхнюю гайку, не отпуская монтировку, после чего можно затянуть и гайку нижнего крепления генератора.
Слишком натянутый ремень – плохо, поскольку он может стать причиной преждевременного износа подшипников генератора.
Как менять приводные ремни на Honda CR-V
Поскольку все три ремня расположены последовательно, осуществить замену генераторного ремня не удастся без снятия двух остальных, то же касается и ремня кондиционера: снять его мешает привод ГУР, так что последовательность разборки понятна: гидроусилитель, кондиционер, генератор.
Рекомендуется производить замену комплектом, но не обязательно: обычно больше всех страдает ремень привода генератора, в то время как остальные могут находиться в удовлетворительном состоянии. Если вы не планируете их менять, обязательно пометьте направление вращения, чтобы потом вставлять их так же.
В любом случае при снятии ремней нужно проверять и состояние натяжных роликов и при необходимости производить их замену.
Пошаговый алгоритм замены ремня генератора Honda CR-V:
- поддомкрачиваем левую сторону автомобиля, снимаем переднее колесо;
- демонтируем левую нижнюю подпорку силового агрегата;
- ослабляем натяжения ремня привода насоса ГУР, снимаем ремень со шкивов;
- повторяем операции по отношению к ремню кондиционера, снимаем ремень с натяжного ролика и шкивов коленвала и привода компрессора системы кондиционирования;
- проверяем изношенность подшипника натяжного ролика, вращая его. Он должен крутиться свободно, без шумов, и иметь минимальный люфт;
- если требуется его замена, чтобы снять ролик, ключом на 12 откручивают ось натяжителя, зажимают ролик и шестигранным ключом на 8 выкручивают фиксирующий болт;
- после замены ролика необходимо перед затяжкой болта наложить на его резьбу немного герметика;
- теперь можно ослаблять натяжение ремня генератора, снимать его и менять на новый, насадив ремень сначала на шкив генератора, а затем – коленвала;
- осуществляем натяжку ремня в соответствии с вышеописанным алгоритмом;
- приступаем к надеванию и натяжке ремня кондиционера, и в последнюю очередь – ремня привода насоса ГУР.
Размеры ремней: генератора – 820 мм, кондиционера – 845 мм, гидроусилителя – 898 мм. Не обязательно ставить дорогие оригинальные детали, неплохими по качеству считаются ремни Gates или SUN, стоящие значительно дешевле, в пределах 150-250 рублей.
Ремонт/замена генератора Honda CR-V
Зачастую проблемы в работе генератора случаются по причинам, не связанным с приводом. В таких случаях требуется диагностика устройства, требующая его демонтажа.
Рассмотрим, как своими силами снять генератор на Honda CR-V RD1/RD2. Для этого нам понадобятся ключи на 12, 19, удлинитель ключа (полая труба), головка на 10/12, трещётка небольшой длины, деревянный брусок и молоток.
Последовательность работ:
- откручиваем верхний крепёжный болт генератора;
- второй болт находится чуть ниже, он смещён по направлению к радиатору. Откручиваем и его, работать придётся на ощупь;
- отсоединяем фишку со жгутом проводов;
- ключом на 19, усиленным рычагом, отжимаем генератор в сторону кабины и методом раскачивания снимаем генератор.
После ремонта/замены генератора установка на место проводится в обратном порядке: сначала ставим его на место, закручиваем нижний болт (не до конца), с помощью бруска и молотка подбиваем корпус генератора, чтобы можно было вставить верхний болт, зажимаем их.
Неисправный генератор можно отнести в автосервис, но можно проверить работоспособность регулятора и диодного моста и самостоятельно и заменить их в случае необходимости.
Замену щёток генератора Honda CR-V однозначно можно произвести самостоятельно:
- открутить верхнюю крышку;
- демонтировать щёточный узел;
- осмотреть контакты и коллектор и прочистить их, если они загрязнены;
- вставить новые щётки в щёткодержатель, для их фиксации в подпружиненном состоянии можно использовать любой тонкий предмет, например, иголку или кусок проволоки;
- прикручиваем щёточный узел и крышку.
При замене диодного моста или регулятора на неоригинальные детали без схемы распиновки генератора не обойтись, а ещё лучше доверить эту операцию специалисту во избежание неприятностей с неправильно припаянными проводами.
В целом замену ремней и генератора на Honda CR-V нельзя назвать сложной процедурой, хотя доступ к ним и ограничен. Но какой современный автомобиль не страдает дефицитом свободного пространства в моторном отсеке?