Если вы являетесь обладателем автомобиля Nissan March, можно смело утверждать, что это модель, произведённая в Японии и предназначенная для местного рынка, а также для продажи в азиатском и латиноамериканском регионах. В Европе и Северной Америке эта модель известна как Micra. Так что вы можете не сомневаться в качестве сборки и надёжности вашей малолитражки, независимо от поколения и года выпуска. Но вот что касается его техобслуживания и самостоятельного ремонта, то здесь всё не настолько радужно – из-за компактных размеров конструкторам пришлось впихивать всё навесное оборудование в ограниченное пространство. У них это получилось, а вот владельцам приходится несладко.
В частности, такая тривиальная для большинства автомобилей операция, как замена салонного фильтра, на Nissan March потребует гораздо больших усилий, а выполнять её придётся частенько.
Что будет, если вовремя не поменять салонный фильтр
К сожалению, салонный фильтр забивается так же быстро, как и воздушный. А если быть справедливым, то даже быстрее, поскольку он состоит из фильтровального материала с большей плотностью и может содержать несколько дополнительных слоев, которые сами по себе ухудшают пропускную способность этого автоаксессуара, но зато улучшают степень защиты пассажиров и водителя.
Производитель советует (или рекомендует, как кому удобнее) производить замену салонного фильтра после прохождения каждого регламентного ТО.
Чем грозит невыполнение этой рекомендации? Прежде всего – ухудшением микроклимата внутри автомобиля. По мере засорения фильтровального элемента мощность потока воздуха, дующего из дефлекторов, начинает падать. Заметить такое постепенное ухудшение сразу нелегко, да и не нужно. А вот когда при включённом на полную мощность вентиляторе воздух в салон поступает еле-еле – это уже повод поискать другие подтверждения критичной засорённости салонного фильтра:
- частую запотеваемость стёкол, причём с каждым разом осушить окна становится всё сложней, на это требуется всё больше времени;
- появление в салоне зловонных запахов – это результат гниения органических остатков, скопившихся на поверхности СФ. Кстати, эта органика является питательной средой для размножения патогенной микрофлоры, которая также вносит свой вклад в доносящиеся из дефлекторов «ароматы»;
- из-за засорённого фильтра страдает и автокондиционер, он может начать шуметь при включении – это результат засорения теплообменника, куда устремляется весь мусор, который уже не удерживается фильтровальным элементом;
- наконец, могут периодически или постоянно появляться сообщения об ошибках, связанных с работой отопителя или кондиционера.
Так что если налицо комбинация из нескольких таких признаков – нужно срочно менять салонный фильтр Nissan March, в противном случае небольшие проблемы могут перерасти в серьёзные неприятности, и вы рискуете остаться зимой без печки, а летом – без кондиционера, стоимость ремонта которого, кстати, не самая маленькая.
Нюансы выбора фильтра салона
Если вы хоть раз производили такую операцию, вы наверняка знаете, что существует несколько разновидностей фильтровальных элементов. Простые фильтры, очищающие внешний воздух от частиц размерами в несколько микрон, являются самыми распространёнными. Стоят они дёшево и способны отфильтровать поток, идущий от печного вентилятора, от большинства загрязнителей, невидимых глазу.
Наличие антибактериального слоя позволяет защитить салон и от проникновения микроорганизмов, в том числе болезнетворных. Такие изделия стоят немного дороже.
Наконец, существуют фильтр с напылением или вставками из активированного угля, природного адсорбента, используемого в респираторах и противогазах для защиты от летучих отравляющих веществ. В данном случае угольный слой защищает от удушливых газов, присутствующих в выхлопах других автомобилей. Кроме того, такой многослойный СФ способен задерживать и посторонние запахи, что важно при езде в пробках, а также если ваш маршрут движения пролегает в районе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, не особенно заботящихся об экологии.
Стоят они намного дороже и забиваются быстрее, но и защита здесь практически идеальная – вам следует бояться только вирусов – они слишком маленькие, чтобы застревать в слоях фильтра. Если учесть тенденцию выравнивания стоимости угольных и обычных фильтровальных элементов, то выбор здесь очевиден – максимально возможная защита, особенно если в машине часто ездят члены семьи. Угольный салонный фильтр Nissan March К12, если покупать не оригинал, стоит не так уж дорого. Стоимость оригинального (каталожный номер – 27891-AX01A) действительно впечатляет: порядка 1200 рублей. Но в продаже имеются достойные альтернативы:
- Mahle LA 086/S;
- Mann CU01829;
- Sakura AC02505C;
- Goodwill AG0136CFC;
- Nipparts J01341015;
- Tsn 097476.
Отметим, что два последних изделия – обычные противопылевые фильтры.
Самостоятельная замена
Конструктивно фильтр салона устанавливают в районе расположения блока отопителя. У разных автомобилей это место может иметь неодинаковую локацию, но в любом случае достаточно близко к центральному воздуховоду. Примерно в 50% случаев СФ прячется за или под бардачком. Примерно в 50% случаев СФ прячется за или под бардачком. March всех модификаций, начиная с К12, входит в их число, но, в силу конструктивных особенностей, о которых мы писали выше, добраться до фильтровального элемента не так легко, поскольку демонтаж вещевого ящика Nissan March, где находится салонный фильтр, не так прост, как у большинства других автомобилей. Обычно на эту операцию у новичков уходит больше часа, продвинутые автовладельцы в состоянии управиться с заменой примерно за полчаса.
Дело осложняет дефицит внутрисалонного пространства, но тут придётся смириться: такова судьба всех городских малолитражек. Тщательная подготовка упростит проведения комплекса работ, а поскольку при вытаскивании сильно засорённого фильтра какая-то часть пыли и мусора неизбежно попадёт на вас, работать желательно в перчатках и марлевой повязке или респираторе.
Нам потребуются следующие инструменты:
- отвёртка с плоским и крестообразным наконечниками;
- плоскогубцы;
- собственно новый салонный фильтр;
- пылесос.
На всякий случай желательно иметь запасные пластиковые фиксаторы дверцы перчаточного ящика – они достаточно хрупкие, и даже если вы будете работать максимально аккуратно, после нескольких замен велик риск, что они могут сломаться.
Итак, пошаговый алгоритм замены салонного фильтра Nissan March К12:
- ставим автомобиль на ровную площадку, фиксируем стояночным тормозом;
- снимаем с аккумулятора минусовую клемму (придётся работать с проводкой, так что существует вероятность случайного короткого замыкания);
- отодвигаем кресло переднего пассажира до упора назад;
- ложимся на полик и отщёлкиваем пассатижами два пластиковых фиксатора, расположенных в нижней части бардачка под дверцей;
- вытаскиваем крышку бардачка, сдёрнув её с двух направляющих;
- теперь нужно вывинтить семь саморезов, расположенных внутри перчаточного ящика по его периметру (три – на верхней панели, еще три – в месте крепления дверцы, последний саморез – под полочкой для хранения различной мелочёвки, на верхней части каретки. Если полки для мелочи в конкретной модификации March нет, на её месте обычно располагают пластиковую заглушку, которую также нужно демонтировать);
- теперь вещевой ящик можно вытаскивать, оттягивая его вниз и на себя. Делать это нужно медленно и осторожно, поскольку сзади бардачка имеется целый пучок проводов (здесь и лампочка подсветки, и блок навигатора, и другие электрические компоненты). Снимать разъёмы не нужно;
- с левой стороны видим торцевую панель салонного фильтра. Нажимаем на рычаг снизу-вверх, фиксатор выходит из паза и можно аккуратно вытаскивать фильтровальный элемент. На нём будет немало пыли, поэтому старайтесь избегать резких движений;
- пылесосом чистим отсек СФ от скопившегося мусора, устанавливаем новый фильтр и производим монтаж бардачка в обратной последовательности;
- после подключения минусовой клеммы АКБ запускаем мотор и включаем автокондиционер, тестируем работу климатической системы. Если на панели приборов сообщения об ошибках не появились – мы справились со своей задачей.
Поскольку выполнять эту процедуру нам придётся примерно дважды в год, в процессе работ неизбежны мелкие поломки крепёжных элементов, о чём мы уже предупреждали. Чаще всего ломаются пластиковые защёлки, с помощью которых крепится дверца вещевого ящика, так что мы советуем прикупить их про запас или заменить такое ненадёжное крепление на винтовое.
Второй момент – это стачивание резьбы на саморезах, крепящих нишу бардачка – они выполнены из мягкого алюминия, поэтому после 5-6 операций выкручивания/закручивания приходят в негодность. Лучше заменить их саморезами из чёрного металла.