Современный автомобильный рынок изобилует аккумуляторными батареями, которые предлагаются сотнями производителей. Возрастающая конкуренция привела к тому, что заводы пытаются выделить свою продукцию и сделать её более интересной для покупателя, в том числе и сроком гарантийного обслуживания. Однако заявленные сроки могут не соответствовать, и потребители остаются ни с чем при неполадках. Поэтому полезно знать, какой гарантийный срок предусматривается законом и защищает права потребителей.
Что такое гарантия на аккумуляторы
Гарантией на автомобильный аккумулятор, как и на другой товар, принято именовать обязательства изготовителя либо официального дилера выполнить замену в случае обнаружения дефектов. Эти неисправности должны быть заводскими, и действует гарантия в течение ограниченного периода. Если обнаружено отклонение от заводских стандартов, то должны быть предусмотрены чёткие критерии по замене или ремонту такого товара.
Разберёмся далее, какая гарантия существует и распространяется ли она на поломки автомобильных аккумуляторов. Сразу стоит сказать, что это касается лишь случаев производственного брака. В этих ситуациях нормальный продавец или вернёт деньги, или заменит аккумулятор на другой. Но если проведённая экспертиза установит, что изделие было изношено по причине неправильной эксплуатации потребителем, то ему будет отказано в гарантии.
Другая ситуация, которая волнует неопытных водителей — распространяется ли гарантия нового автомобиля на аккумулятор. Оказывается, при покупке новой машины сохраняются гарантийные обязательства и на комплектующие. Но дилер, как правило, будет стараться всеми силами доказать, что батарея была «убита» некорректной эксплуатацией.
Многие не в курсе, кто отвечает за выполнение потребительских прав при покупке нового автомобиля или просто новой АКБ. Они спешат обратиться в тот магазин, где была совершена покупка. Солидные дилеры дорожат своей репутацией и не станут отказывать клиенту, сохранившему товарный чек. Но обслуживание автомобильных аккумуляторов обычно выполняется специализированными сервисными центрами — представителями производителя.
Права покупателей аккумуляторов отстаивает закон «О защите потребительских прав». Он носит значение федерального, а потому водители в каждой точке страны могут обращаться к нему, отстаивая свои права. Если дефекты были выявлены, то они имеют полное право требовать замены товара на аналогичный или возврата вложенных в покупку денег. Если между продавцом и потребителем возникли разногласия из-за неисправной батареи, продавец или производитель должны провести оценочную экспертизу за свой счёт. С другой стороны, если окажется, что в неисправности АКБ виновен покупатель, он должен компенсировать эти дополнительные затраты.
Сколько длится гарантия на аккумулятор автомобиля
Не менее актуальный вопрос – сколько длится и когда начинает действовать гарантия на купленный аккумулятор. Производители устанавливают гарантийные обязательства только на брак, полученный не по вине самого потребителя. Частая ситуация — признание гарантийного срока на протяжении 6 месяцев с даты приобретения. При этом сами производители анонсируют сроки в 3–4 года, что выглядит очень привлекательным для клиента.
На самом деле такой срок при регулярной эксплуатации машины выдержать очень тяжело. За это время батарея постепенно изнашивается и теряет емкость. А именно эта причина является основной, почему клиенты обращаются за заменой. Дилерский центр назначит экспертизу, по результатам которой заводских дефектов не установят. Значит, это брак, полученный по вине самого покупателя.
Сам смысл заводской гарантии заключается в том, чтобы на этом этапе выявить дефекты по вине производителя, если они были допущены. Если присутствуют признаки эксплуатационных нарушений, гарантия не будет действовать. Поэтому со стороны продавца так важно следить за сроками хранения АКБ на складе, провести предпродажную диагностику и подготовку. Водителю необходимо следить за батареей и состоянием, при котором она эксплуатируется.
Гарантийный срок является своего рода «поручительством», выданным производителем на качество его продукции. Он берёт на себя обязательства, что аккумулятор изготовлен в соответствии со стандартами для этого вида продукции. В противном случае он обязан восстановить параметры батареи или произвести полноценную замену.
Таким образом, заводская гарантия, которую представляет и дилер-продавец, направлена на обнаружение именно производственного брака. В этом случае потребитель может рассчитывать на замену или денежную компенсацию. Однако гарантия не распространяется на постепенный эксплуатационный износ на протяжении службы. К примеру, водитель «угробил» батарею за 1 год при 2-летней гарантии на неё — в этом случае он не может рассчитывать на компенсацию.
Неисправности и дефекты аккумуляторов, устраняемые по гарантии
Гораздо интереснее, в каких случаях можно поменять аккумулятор по гарантии. Основных заводских дефектов два: короткое замыкание или обрыв электроцепи. Замыкание может иметь место, если не выдержан на заводе достаточный зазор между пластинами. Мощность будет постоянно снижаться с одновременным разрядом устройства. Если удастся обнаружить признаки кипения в одной из банок (оно часто сопровождается деформацией корпуса и подтеканием электролита) — такой аккумулятор можно однозначно заменить в короткие сроки.
При обрывах в цепи может произойти разъединение внутренних соединений и вывода, расположенного на крышке корпуса. Проходящее напряжение окисляет такие участки и делает их более слабыми. Если водитель обнаружит такой дефект, его можно смело считать заводским и сдавать обратно в магазин, доказав свои потребительские права на покупку.
Среди менее распространённых неисправностей, которые входят в гарантийное обслуживание, можно назвать подтекание жидкости-электролита или обрыв ряда электродов. К сожалению, доказать такие случаи будет сложнее, ведь дилер может признать, что они произошли по вине покупателя.
В каком случае могут отказать
Если будут выявлены очевидные дефекты заводской сборки, производителю придётся вернуть клиенту всю уплаченную сумму или же сделать равноценный обмен. Для проведения гарантийного ремонта такой продукции предназначаются авторизованные сервисные центры. Однако к этой услуге никто прибегать не любит, а дилер будет всячески стараться доказать, что случай не гарантийный — к этому потребитель должен быть готов.
Основные случаи, когда претендовать на замену или ремонт точно не приходится, следующие:
- изделие было завезено из-за границы неофициально;
- на нём присутствуют следы вскрытия или попыток самостоятельного ремонта;
- отсутствие гарантийного талона или подтверждающих покупку документов со стороны владельца;
- присутствие механических повреждений или оплавления;
- нарушение маркировки производителя;
- использование АКБ не по назначению;
- неквалифицированное самостоятельное обслуживание;
- низкая плотность вследствие разряда;
- деформация пластин либо изменение их цвета;
- изменение цвета электролита или недостаточный его уровень;
- наличие коррозии на решётках;
- оплавление выводов и пр.
Срок службы обслуживаемых и необслуживаемых батарей отличается, поэтому на них может устанавливаться разная гарантия. Если в течение этого периода происходит её выход из строя, то сначала устанавливается, было ли это следствием заводских дефектов сборки. Чаще это случаи общего замыкания, замыкания в банках или обрыва в цепи. Другое дело, если нарушались рекомендованные режимы эксплуатации. Например, аккумулятор подвергался ударам или вибрации, находился долгое время в разряженном состоянии. Всё это ведёт к ускоренному износу батареи и обнаруживается обычно в течение первых 12 месяцев службы.
Как поменять в магазине
Сложность замены будет зависеть от того, насколько с пониманием отнесётся к этому продавец. Многие из них не хотят самостоятельно заниматься экспертизой АКБ и потому сначала говорят покупателю, что ему придётся дожидаться её результатов. В этом случае одного товарного чека будет недостаточно. Но особо рьяные потребители сначала сдают батарею в независимый экспертный центр и получают результаты. На их основании они уже понимают, какие у них есть права и шансы на гарантийную замену.
Возврат дефектной АКБ в магазин зачастую сопровождается конфликтными ситуациями. В самых тяжёлых случаях покупатель может удовлетворить свою претензию в суде, но на деле с этим редко кто хочет связываться. Свои требования можно и нужно отстаивать не только в судебных инстанциях, но и в обществе по защите потребительских прав.
Итак, основные права покупателя в случае с покупкой такой специфической продукции, как аккумуляторная батарея:
- можно заменить бракованный вариант на аналогичный, годный;
- поменять на другую модель при условии аналогичной стоимости;
- устранить неисправности (это лишь в случае, если ремонт возможен);
- вернуть потраченные средства.
Согласно законодательству, на автомобильные батареи распространяются все те же гарантии, как и на другие группы товаров. Это означает, что покупатель имеет право вернуть в течение 14 дней без объяснения причин при условии исправности и целостности упаковки. Для того чтобы сдать АКБ в сервис для определения неисправности, понадобится товарный чек, подтверждающий покупку, и гарантийный талон на оборудование. Лишь после заключения специалистов сервиса можно будет произвести замену на совершенно новое изделие.
Когда водитель уверен в необоснованности отказа продавца выполнить замену, ему стоит смело писать претензию дилеру в письменной форме. Её необходимо зарегистрировать и указать дату своего обращения. Его можно отправить письмом с уведомлением, а также зарегистрировать жалобу на сайте. Можно приложить результаты независимой экспертизы, если она уже состоялась и обозначила вину со стороны производителя. Как правило, продавцы и дилеры не хотят связываться с судебным разбирательством и идут навстречу клиенту.
Каждый раз, когда покупатель приобретает АКБ для автомобиля, он имеет право рассчитывать на гарантийное обслуживание. Во многих случаях сложно дать однозначный ответ, по чьей вине изделие потеряло свою работоспособность — для этого и нужна экспертиза. Если были нарушения при сборке — это зона ответственности производителя.