Разновидности тестеров для автомобильных аккумуляторов

Автомобильный аккумулятор не считается расходным материалом, но фактически именно АКБ является самым дорогостоящим оборудованием, которое приходится менять чаще всего. Чтобы продлить срок службы батареи, необходимо на регулярной основе отслеживать её состояние. Главный параметр, который нужно контролировать – ёмкость аккумулятора, важно также знать плотность электролита, наличие токов утечки и т. д. Все эти характеристики измеряются с помощью соответствующих приборов, о разновидностях которых мы сегодня и поговорим.

Тестеры для аккумуляторов

Виды тестирующего оборудования

Аккумулятор – прибор, который редко выходит из строя в результате какого-либо форс-мажорного события. В большинстве случаев ухудшение его состояния происходит медленно и незаметно, и точно так же исподволь проявляются признаки его старения:

  • уменьшается время, необходимое для зарядки АКБ, разряжается он тоже быстрее обычного;
  • утечка тока становится всё сильнее;
  • плотность электролита падает.

Тестеры для автомобильных аккумуляторов

Многие из этих признаков можно подтвердить инструментально. Так, для измерения ёмкости аккумулятора автомобиля используют тестеры, причём существует немало их разновидностей. Они же могут применяться и для замеров уровня напряжения на электродах, и для других схожих задач. А вот плотность электролита электрическими приборами не измеришь – здесь требуются гидростатические устройства. В общем случае существует следующая классификация приборов для измерения параметров АКБ:

  • мультиметры бытового и промышленного назначения;
  • ареометры;
  • нагрузочные вилки;
  • универсальные устройства.

Рассмотрим каждую из категорий более детально.

Бытовые и промышленные мультиметры

Это электрические приборы, подразделяемые на аналоговые и цифровые. Но нужно понимать, что последний критерий касается исключительно способа вывода результатов измерений – на аналоговую шкалу или цифровой дисплей.

У аналоговых тестеров автомобильных аккумуляторов точность измерений далека от идеальной, поэтому они сегодня практически не выпускаются. Если даже вам достался в наследство такой прибор, лучше заменить его на современный цифровой.

Здесь вместо стрелок и шкал все данные выводятся в более привычном цифровом виде, с заданной точностью (вплоть до сотых и даже тысячных долей измеряемой величины).

Мультиметр представляет собой прибор, в котором сочетаются функции вольтметра, амперметра и омметра. С его помощью измеряют постоянный/переменный ток/напряжение, сопротивление, ёмкость, частоту и даже температуру в сети.

Существуют тестеры бытового и профессионального уровня для проверки аккумуляторных батарей. Последние отличаются расширенными возможностями, зачастую избыточными, если прибор используется в индивидуальных целях.

Но и современные бытовые мультиметры обладают неплохим функционалом. В частности, широко распространены так называемые «пищалки» – мультиметры, способные определять наличие короткого замыкания в цепи и оповещать об этом с помощью писка.

Пользуются популярностью и модели, оснащаемые термопарой – разновидностью кабелей, способных замерять температуру на поверхности контактов.

Приведём небольшой рейтинг наиболее востребованных среди отечественных автомобилистов моделей мультиметров:

  • DT-832/838 – достаточно функциональный прибор, не отличающийся высокой точностью измерений. Но для бытовых нужд погрешность измерения вполне достаточна. Основное же достоинство указанных моделей – бюджетность.
    Тестер DT-832/838
  • Kemot KT30 – тоже относительно недорогой тестер для аккумулятора автомобиля, с примерно таким же уровнем цен, как у предыдущей модели. Основное отличие – использование вместо пальчиковых батареек аккумуляторов типа «Крона», а также более высокая точность измерений (уровень погрешности составляет 1.2%). В числе недостатков – низкий порог измерений, что не позволяет назвать этот прибор универсальным.
    Kemot KT30
  • UNI-T UT 60C представляет собой мультиметр, обладающий расширенным функционалом, включая возможность сохранения в энергонезависимой памяти результатов последних измерений. Среди других достоинств модели – прочный корпус, подсветка цифрового дисплея при работе в условиях недостаточной освещённости.
    Тестер UNI-T UT 60C
  • Fluke 28-II – профессиональная модель, с функцией осциллографа, с расширенным температурным диапазоном эксплуатации. Обладает высокой точностью, надёжен, но стоит дольно дорого.
    Тестер Fluke 28-II

Ареометры для измерения плотности электролита

Важнейшей характеристикой автомобильного аккумулятора является насыщенность электролита свободными электронами и ионами металлов. Именно эти показатели определяют ёмкость АКБ в текущий момент времени. Неразрывно связана с этим параметром плотность электролита, указывающая на соотношение воды к серной кислоте. Для измерения этой величины используют ареометры.

Принцип действия этого прибора крайне прост и основывается на гидростатическом законе Архимеда: жидкость большей плотности сильнее выталкивает объект, находящийся на её поверхности. Типичный ареометр представляет собой запаянную стеклянную колбу с нанесённой на стенки измерительной шкалой. Существует немало разновидностей ареометров, градуированных в зависимости от типа жидкости, плотность которой необходимо измерить. Отличительной особенностью автомобильных ареометров является то, что измерение в самом аккумуляторе проводить затруднительно, поэтому для забора жидкости используют дополнительную оснастку, состоящую из груши и пипетки. Для измерений используют стеклянную посуду, в которую набирают достаточное количество электролита, набираемого из пробок АКБ, и затем погружают сам ареометр.

ПО нанесённой на стенках прибора шкале можно с определённой точностью узнать плотность батареи, которая указывает на степень разряженности аккумулятора.

Поскольку электролит является химически активной жидкостью (разбавленной серной кислотой), при работе с ареометром следует придерживаться соответствующих требований техники безопасности: работать в очках, резиновых перчатках и одежде, которой не жалко в случае попадания на неё электролита.

Нагрузочные вилки

Мультиметр в состоянии определить текущие характеристики аккумулятора, но не его состояние. Для этого используются специальные устройства, именуемые нагрузочными вилками. По существу, такой тестер АКБ автомобиля – это прибор для измерения напряжения (вольтметр) плюс нагрузочное сопротивление.

Более функциональные и продвинутые модели могут оснащаться амперметром, компонентой для измерения ёмкости, специальными насадками для измерения эквивалентного сопротивления конденсаторов и т. д.

Нагрузочные вилки заводского изготовления чаще всего имеют вид небольшого металлического ящика с ручкой, в котором расположены нагрузочные сопротивления, чаще всего – в виде спирали, а также вольтметр. Контакты последнего соединены с цилиндрическим стержнем и проводом, имеющим большую площадь сечения и зажим для подключения к батарее.

Нагрузочные вилки для аккумулятора

Алгоритм измерений с использованием нагрузочной вилки может быть разным. Упрощённый вариант выглядит следующим образом:

  1. Сначала производятся замеры напряжения на клеммных выводах АКБ без использования нагрузки. Для этого автомобиль после выключения мотора должен простоять примерно 5–7 часов. Такой же временной промежуток следует выбрать после полной зарядки аккумулятора. Клемма от провода прибора подключается к положительному электроду батареи, к отрицательной клемме следует прикоснуться стержнем нагрузочной вилки. Измеренное таким способом напряжение запоминают.
  2. Второй этап испытаний производится в режиме с полной нагрузкой, при этом длительность замыкания цепи не должна превышать 5 секунд. Под нагрузкой между контактными парами могут проскакивать искры – это нормальное явление, которого опасаться не стоит.

Показатели напряжения, полученные на второй стадии измерений, должны с небольшой погрешностью совпадать с паспортными данными аккумулятора. Если при проверке получено большое расхождение, можно говорить о потере ёмкости АКБ и готовиться к её замене.

Универсальные приборы, измерители ёмкости

В паспортных данных любого аккумулятора, кроме рабочего напряжения, указывается ёмкость – параметр, измеряемый в ампер-часах. Именно эта характеристика считается определяющей для оценки состояния батареи.

С течением времени ёмкость постепенно уменьшается, что сказывается на способности аккумулятора держать заряд на номинальном уровне. В результате сокращается время между полной зарядкой АКБ и состоянием, когда завести мотор уже невозможно, время зарядки тоже сокращается. То есть ресурс батареи истощается, и наступает момент, когда её нужно менять.

Паспортная ёмкость – значение известное, а для определения текущей ёмкости автомобильного аккумулятора используется универсальный тестер. Приводим ТОП-3 наиболее популярных среди отечественных автомобилистов модели:

  • Кулон – тестер российского производства. Отличается демократичной ценой при неплохом качестве и хорошей функциональности. Может определять ёмкость и напряжение батареи, все измерения сохраняются в энергонезависимой памяти устройства. Характеризуется импульсным действием;
    Кулон тестер АКБ
  • Fluke – модель автоматического тестера ёмкости, которую можно назвать одной из наиболее функциональных. В числе измеряемых характеристик батареи – ёмкость, внутреннее сопротивление компонентов АКБ, сила тока и напряжение между клеммами. Прибор может также использоваться для проведения замеров температуры;
    Fluke тестер АКБ
  • Skat-T Auto – одно из лучших устройств для контроля ёмкости 12-вольтовых аккумуляторов. Рассчитано для использования с батареями, чья номинальная ёмкость не превышает 120 А*час. Максимальная продолжительность единичных измерений – 15 секунд.
    Skat-T Auto

При выборе универсального тестера следует обращать внимание на диапазон измерений конкретной модели – неправильно подобранный прибор может сказаться на самой возможности проведения проверки состояния АКБ.

Техника безопасности

При проведении манипуляций с автомобильными аккумуляторами существует два фактора, определяющих уровень безопасности для автовладельца:

  • работа с электролитом, химически активным веществом;
  • возможность поражения электрическим током.

Рассмотрим опасность второго типа. Сила тока автомобильных аккумуляторов достигает значительных величин, и в случае поражения человеческий организм может получить следующие повреждения:

  • термические ожоги разной степени выраженности;
  • мышечные судороги;
  • остановку сердца, прекращение дыхательной активности, отказ других внутренних органов.

Поэтому работа с аккумуляторами, зарядными устройствами и измерительными приборами требует обязательного соблюдения соответствующих правил ТБ: работать нужно в резиновых перчатках, следует также позаботиться о том, чтобы поверхность помещения была сухой, а обувь имела прорезиненную подошву.

Помещение, в котором проводятся работы, должно быть хорошо вентилируемым, иначе можно отравиться парами серной кислоты или даже получить ожоги дыхательных путей. Наконец, не следует допускать перегрева автомобильного аккумулятора, поскольку это чревато взрывом легковоспламеняемых паров.

Помните, что правильный и своевременный уход за АКБ позволит существенно продлить его ресурс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector