Задачу производства электричества в современном автомобиле решает генератор, который питает большое количество электрических узлов и оборудования. В случае его неисправности аккумуляторная батарея быстро растеряет всю свою ёмкость и движение на автомобиле станет невозможным. Посмотрим, какие известны основные виды поломок генератора и смежных его узлов на Audi A80 — легендарной машине 80-90 годов прошлого столетия.
Устройство и схема подключения генератора Audi 80
До начала 90 годов выпускались разновидности Audi 80 с генератором, рассчитанным на 65 ампер. После этого штатным оборудованием стали только 90-амперные источники тока. Но в отдельных модификациях встречаются даже устройства на 110 и 120 ампер.
Шкив коленчатого вала и шкив генератора соединены между собой поликлиновым ремнём. Таким образом, удаётся передавать усилие, необходимое для выработки электрического тока. Эта передача настолько выверена, что даже на холостых оборотах устройство воздаёт до 2/3 мощности, которая впоследствии питает приборы и АКБ.
На Audi 80 устанавливается трёхфазный генератор переменного тока. Он способен давать хорошие показатели мощности даже при работе на холостых. Щётки рассчитаны на 80 тысяч и более километров эксплуатации. Несмотря на то, что устройство вырабатывает переменный ток, выпрямительные диоды преобразовывают его в постоянную величину, который используется в устройстве автомобиля.
Самостоятельное натяжение ремня генератора
Для того чтобы обеспечить передачу тягового усилия, предусмотрен в электрической системе ремень генератора. Он может быть клинового или ручейкового типа. С 1991 года на автомобили Audi 80 устанавливаются уже исключительно ручейковые ремешки.
Если натяжитель чересчур натягивает ремень, то происходит его растяжение с разрушением структуры. Это приводит потом к потере эксплуатационных характеристики данного комплектующего. При слабом натяжении он проскальзывает. Это чревато перегревом шкива, а также недостаточным подзарядом аккумуляторной батареи.
Порой бывает необходимо самому проверить натяжение. Указательный палец устанавливаем на отрезок ремня между шкивами и надавливаем сверху. Прогиб клинового изделия должен составлять примерно 10 мм. Это будет свидетельствовать о том, что вмешательства не требуется. Во всех других случаях необходимо натягивать или ослаблять ремешок.
Как заменить ремень генератора Audi 80
Необходимость замены ручейкового ремня возникает гораздо реже. Во многих случаях они эксплуатируются многие годы без разрывов и серьёзных физических дефектов. В отличие от них, клиновые аналоги рвутся гораздо чаще.
Обычно это сопровождается следующими признаками:
- загорается контрольный индикатор АКБ красного цвета;
- прекращает свою работу кондиционер;
- в работе гидроусилителя руля возникают рывки;
- из-за остановки водяной помпы начинает перегреваться силовой агрегат.
Посмотрим, как пошагово производится замена генераторного ремня Audi А80 Б3:
- Снимаем его защитный кожух.
- Ослабляем винт натяжного механизма, чтобы была возможность сместить его в правую сторону.
- Нужно зафиксировать натяжной механизм, вставим в соответствующее отверстие отвёртку подходящего диаметра.
- Маркируем направление вращения ремешка, чтобы запомнить его и не перепутать впоследствии.
- Снимаем старый ремень, откладываем в сторону и берём в руки новый.
- Укладываем его на шкивы и направляющий ролик, а уже в конце — на натяжной механизм.
- Убираем стопорную отвёртку и отпускаем натяжитель.
- Устанавливаем на прежнее место защитный кожух.
Замена генератора
Необходимо своими руками проверять периодически следующие моменты, которые влияют на период эксплуатации:
- если генератор уже функционирует, то в эти моменты нельзя ослаблять подключение проводов. Скачки напряжения могут привести к выходу из строя диодных щёток;
- поскольку речь идёт о трёхфазном генераторе, то необходимо проследить, чтобы аккумулятор был всегда исправен и корректно подключён. Он убережёт от возникающих перенапряжений;
- необходимо проверить прочность крепления всех соединений между массой, корпусом, АКБ, генератором. Следует выявлять участки с неплотными контактами и устранять эти моменты;
- небезопасно без крайней необходимости пользоваться для АКБ функцией быстрого заряда, поскольку это может привести к повреждению диодов.
Для того чтобы выполнить замену такого важного узла, как генератор, в первую очередь его необходимо снять. После этого автолюбитель может выполнить его ремонт и разобрать на отдельные составляющие. Или же правильным и логичным будет заменить его полностью своими силами ввиду плохой ремонтопригодности.
Действовать будем по следующей инструкции:
- Отключаем массу с аккумуляторной батареи.
- Чтобы демонтировать крышку устройства, выкручиваем 3 винта. Теперь отжимаем 2 выступа, отвечающие за дополнительный крепёж.
- Дальше снимаем регулятор напряжения, который крепится парой крестообразных винтов.
- После этого можно демонтировать и сам генератор.
Как правило, снятие с целью ремонта обосновано лишь для замены щёток устройства. Более сложные виды ремонта не удастся выполнить в домашних условиях — для этого нужно специальное оборудование и немалая квалификация. Замена одних щёток возможна лишь для генераторов производства Bosch старого поколения (именно такие устанавливал производитель на Audi А80). Для новых моделей щётки придётся менять только в комбинации с регулятором напряжения.
Прежде чем разобрать такой сложный электрогенерирующий узел, следует убедиться, что причина неисправности кроется в нём самом. Поэтому сначала нужно проверить напряжение и зарядку. Берём вольтметр и подсоединяем его на участке между красным проводом и «массой» аккумуляторной батареи.
Двигатель в это время должен работать на обычных оборотах, не повышенных. При исправном регуляторе напряжения прибор будет показывать 13,3-14,6 Вольт. Если показатели другие, значит, потребуется замена щёток или регулятора в сборе. Во всех других случаях неисправность следует искать в самом генераторе.
Возможно, у кого-то был собственный опыт эксплуатации автомобиля Audi A80, а также замены ремня или генератора. Приглашаем поделиться в комментариях с остальными читателями. Также можно делиться данным материалом в социальных сетях, указав авторскую ссылку на него.
Я поспешил вызвать людей из сервиса, так как был уверен, что сам не справлюсь с поломкой и тем самым, ошибся. Посмотрев на то, что они в итоге сделали, я понял, что с лёгкостью сделал бы всё и сам.
Натянуть ремень самостоятельно не так и сложно, но первый раз надо делать с кем-то опытным. Тоже самое касается и замены. Я лично побоялся, хотя перед этим видео глянул и теорию почитал. Начал лезть туда с ключами, но потом поехал в сервис.
Ездил на этой замечательной машинке с 95 по 99 года. Для своего времени и даже позже она была одной из лучших иномарок у нас, да и не только. Внешний дизайн был очень удачным, и даже сейчас вполне пристойно смотрится «старушка».