Японский внедорожник Toyota Land Cruiser входит в число наиболее популярных полноприводных машин в мире. Причём популярность модель начала набирать стремительно, сразу после появления самого первого поколения.
Сейчас же наиболее актуальными являются версии Toyota Land Cruiser 120, 150 и новинка 200.
В зависимости от владельца, а также его навыков и возможностей, одни полностью обслуживают автомобиль в автосервисе, а другие предпочитают часть работы брать в свои руки.
Поскольку ремень генератора является расходником, у владельцев Toyota Land Cruiser возникает закономерная необходимость заменить его. Делают это по мере износа. Обычно автомобиль сам даёт понять, что ремень износился и требует замены. Некоторые водители не ждут, пока начнут проявляться симптомы, а с определённой периодичностью меняют расходный элемент.
Следует разобраться в том, что указывает на износ, а также как меняется ремень генератора уже практически культовых внедорожниках Toyota Land Cruiser последних поколений.
Что указывает на износ ремня
Прежде чем приступать к работе по замене, нужно убедиться, что генераторный ремень действительно изношен, растянут и требует установки новой детали.
Наиболее характерным и распространённым признаком справедливо называют свист из подкапотного пространства. Причём этот свист появляется именно в тот момент, когда при холостых оборотах подаётся нагрузку на электрическую составляющую. Достаточно включить фары или кондиционер. Свет при этом может мигать, менять интенсивность.
Чтобы убедиться в собственных догадках, следует визуально проверить текущее состояние генераторного ремня. На его износ указывают следующие признаки:
- волокна отслаиваются;
- на поверхности видны трещины;
- повреждены элементы ребёр;
- появляются масляные разводы.
Не стоит забывать о том, что на многих ремнях, которые устанавливаются на эти японские внедорожники, и на всех оригинальных изделиях предусматривается наличие индикатора износа. Наблюдая за ним, можно оценить текущий ресурс элемента. Если индикатор указывает на наличие сильного износа, но посторонних шумов и визуальных признаков при этом нет, всё равно откладывать ремонт не рекомендуется. Ориентируйтесь по индикатору, чтобы вовремя заменить деталь, а также не спровоцировать появление и развитие других неисправностей.
Дополнительная, но эффективная мера при проверке — это оценка состояния вручную. Для этого нужно проверить, правильно ли располагается ремень относительно канавок в нижней части шкива. Это особенно актуально для Toyota Land Cruiser 120.
Даже если следов разрыва, трещин или масла на поверхности нет, всё равно проверьте состояние ремня, который уже достаточно давно эксплуатируется. Он мог растянуться за свой срок службы.
Достаточно приложить усилие большим пальцем около 10 килограмм. Если при этом ремень прогибается более чем на 5 мм, тогда требуется натяжка. В ситуации, когда натяжение не помогает, это указывает на сильное растяжение детали. Уже ничего кроме замены не поможет в сложившейся ситуации.
Как подтянуть ремень
Если говорить про версии 120, 150 и 200, то здесь Toyota Land Cruiser предусматривает использование автоматических натяжителей. Выполнив по инструкции замену ремня навесных агрегатов, система самостоятельно обеспечит нужную степень натяжения.
Когда при проверке состояния ремня оказывается, что натяжение недостаточно сильное, тут уже вопрос не в том, чтобы подтянуть его. Сильный прогиб указывает на растяжение элемента. Поэтому единственным правильным решением в такой ситуации будет полная замена.
Процедура замены ремня
Владельцы внедорожников Toyota Land Cruiser 120, 150 и 200 могут выполнить эту работу своими руками. Нельзя сказать, что задача очень простая. Но и далеко не всегда есть смысл тратить деньги на услуги автосервиса. Тут уже каждый принимает решение самостоятельно.
Чтобы было понятнее, как выполняется замена, для всех трёх версий Toyota Land Cruiser процедура будет рассмотрена отдельно, во всех подробностях.
Замена на Toyota Land Cruiser 120
А если быть точнее, то Land Cruiser Prado 120. Это третье поколение серии среднеразмерного рамного внедорожника.
Процедура замены состоит из снятия и установки нового элемента.
Выглядит весь процесс следующим образом:
- снимите брызговики и защиту картера ДВС;
- уберите фиксаторы и снимите уплотнитель;
- демонтируйте кожух двигателя;
- ослабьте хомуты втулки воздушного автомобильного фильтра;
- отключите проводку от воздушного фильтра;
- отщёлкните держатели, после чего снимите крышку с фильтрующего механизма;
- снимите шланг фильтрации;
- отсоедините датчик температуры;
- уберите провода из фиксаторов;
- открутите 2 болта для снятия разъёма воздухозаборника;
- ослабьте контргайку натяжного ролика, поверните болт против движения часовой стрелки;
- тем самым освободите поликлиновый ремень генератора;
- открутите ещё один болт вместе с гайкой, чтобы снять натяжные ролики;
- поверните с помощью ключа натяжитель по часовой стрелке;
- снимите ремень.
Поскольку ремень изношен, говорить о возможности его восстановления, либо продлении срока службы не приходится. Если продолжить эксплуатацию Toyota Land Cruiser 120 с таким ремнём, то электрика внедорожника не сможет получать достаточно энергии и питания. Следовательно, работать надёжно мотор и связанные с ним компоненты не смогут. Ещё это вероятность вывести из строя аккумуляторную батарею.
Для замены может потребоваться набор из:
- натяжителя;
- ремня;
- опорного ролика;
- шкива генератора;
- заглушки шкива;
- разводного ключа.
Выполняя установку нового ремня на Toyota Land Cruiser версии Prado 120, нужно двигаться от самого удалённого ролика до генератора.
То есть последовательность установки будет такой:
- сначала расходник натягивается на самый удалённый ролик;
- затем идёт натяжитель;
- потом нижние ролики;
- и завершается установка на генераторе.
Затяните болт натяжителя, после чего установка считается завершённой.
Обязательно проверьте прогиб ремня, сделав вручную 2 оборота коленчатого вала двигателя.
Когда вы закончите с заменой ремня, запустите двигатель на холостом ходу и дайте ему поработать около 10 минут. Как только узел остынет, ещё раз проверьте положение ремня. При необходимости отрегулируйте его.
Замена на Toyota Land Cruiser 150
Следующим на очереди будет японский внедорожник Land Cruiser Prado 150. В настоящее время это самая популярная, а также распространённая версия в России.
Чтобы снять и заменить приводной ремень на этом автомобиле, потребуется сделать следующее:
- снять нижнюю облицовку с переднего автомобильного бампера, сняв фиксатор и открутив 5 болтов;
- открутить 4 крепёжных болта и снять защиту картера мотора;
- убрать передний кронштейн отопителя, выкрутив 3 болта;
- провернуть шкив натяжителя в направлении часовой стрелки установочным болтом;
- ослабить тем самым натяжение;
- снять со всего навесного оборудования старый ремень;
- при необходимости проверить деталь на предмет износа;
- подготовить новую подходящую деталь;
- повернуть шкив натяжителя установочным болтом по часовой стрелке;
- за счёт этого удастся обеспечить пространство для натяжения;
- установить новый расходник;
- проверить правильность расположения ремня на каждом из шкивов;
- убедиться, что метка индикатора износа находится на своём месте;
- вернуть на место передний кронштейн отопителя;
- затянуть болты переднего кронштейна с моментом 25 Нм;
- для 4 болтов защиты картера момент затяжки должен составлять 29 Нм;
- болты нижней накладки переднего бампера следует затянуть с моментом 8 Нм.
Здесь стоит признать, что процедура замены на Toyota Land Cruiser 150 при установке нового генераторного ремня выглядит несколько проще в сравнении с 120 моделью.
Замена на Toyota Land Cruiser 200
Только летом 2021 года свой дебют совершил Toyota Land Cruiser 300. Поэтому говорить о его распространении в России, а также необходимости уже сейчас заниматься ремонтом и обслуживанием не приходится.
Так что самой актуальной версией японского внедорожника для россиян всё ещё остаётся Toyota Land Cruiser 200. Дебют состоялся ещё в 2007 году. Затем в 2012 и 2015 годах проводился плановый и достаточно глубокий рестайлинг.
Такие машины вполне можно обслуживать своими руками. Нет ничего сложного в том, чтобы самостоятельно заменить приводной ремень вспомогательных агрегатов.
В этом случае для установки нового ремня генератора необходимо:
- снять передние брызговики;
- демонтировать защиту двигателя;
- убрать 7 фиксаторов с уплотнителя верхней опоры радиатора;
- снять уплотнитель;
- открутить 2 гайки, которые удерживают декоративный кожух на двигателе;
- убрать кожух в сторону на время проведения работ;
- ослабить хомут на патрубке воздушного фильтра;
- отключить разъём датчика, отвечающего за контроль массового расхода воздуха;
- извлечь жгут с проводами из держателя фильтра воздуха;
- снять шланг воздушного фильтра;
- отсоединить разъём датчика температуры жидкости охлаждения, а также дополнительного нагревателя;
- из фиксаторов убрать жгуты с проводами;
- открутить 2 болта, чтобы затем снять разъём воздухозаборника;
- ослабить контргайку ролика;
- провернуть болт против направления движения часовой стрелки;
- снять изношенный ремень с дополнительного нагревателя;
- открутить болт с гайкой, чтобы демонтировать 2 натяжных ролика;
- повернуть с помощью ключа натяжитель в направлении часовой стрелки;
- ослабить тем самым натяжение;
- снять основной ремень.
Как вы поняли, в случае с Toyota Land Cruiser 200 предусмотрено сразу 2 поликлиновых ремня. И менять их рекомендуется одновременно. Даже если один из расходников выглядит не особо изношенным, не проявляет признаки завершения ресурса, всё равно в паре со второй деталью его следует поменять.
Нельзя сказать, что в случае с Toyota Land Cruiser самостоятельная замена приводных ремней является невероятно сложной и невыполнимой задачей. С ней вполне может справиться сам автовладелец своими руками. Но для этого желательно понимать суть работы узла, разобрать его схему и иметь навыки работы со стандартным набором инструментов. Не забывайте о важности соблюдения правил безопасности.
Что думаете о замене ремней генератора на Toyota Land Cruiser? Стоит ли браться за работу своими руками? Что самое сложное? Есть ли смысл обращаться в автосервис и в каких ситуациях?
Да что тут думать. Менять надо, да и все. Инструкция все четко понятно, никаких вопросов. Минимум инструментов. Максимум 1-2 часа на работу. У меня столько уходит обычно. Плюс еще успеваю что-то смазать, поменять, посмотреть, по телефону поговорить.
Однозначно стоит. Если деньги девать некуда, езжайте в автосервис. Ну или если машина на гарантии. Тогда лезть туда точно не стоит. Мастера все сделают. А так дерзайте.
Вообще Крузаку стоит отдать должное. Такая вроде элитная машина. Но многие вещи на ней сделать проще простого. Я в плане обслуживания и ремонта. Видимо за счет больших габаритов удалось распределить все так, чтобы для замены одного расходника не приходилось разбирать половину машины.
Для меня ремонт таких машин как 150 и 200 Крузер это сплошное удовольствие. Работаю на сервисе Тойота. Часто приезжают с ремнями ГРМ, генератора. Единственное — с печкой не люблю возиться. Но и здесь все намного проще, чем у многих конкурентов.