ВАЗ 2115 является достаточно популярным российским автомобилем. Входит в семейство, состоящее из нескольких моделей в разных кузовных версиях. При этом сами машины практически одинаковые.
При эксплуатации авто могут возникать разные неисправности и поломки. Некоторые из них связаны с электрооборудованием.
Нельзя сказать, что ВАЗовские генераторы служат недолго и являются не особо надёжными. Но в некоторых случаях он требует ремонта или замены. А генераторный ремень и вовсе относится к расходным материалам. То есть с определённым интервалом времени его обязательно нужно менять. Как именно это сделать, сейчас узнаете.
Устройство и схема генератора
Для автомобилей ВАЗ 2115 с завода предусматривается установка трёхфазных генераторов переменного тока типа 94.3701. Они имеют встроенный выпрямительный блок, а также электронный регулятор напряжения.
Устройство генератора ВАЗ модели 2115, где уже используется инжектор, обладает следующими характеристиками:
- передаточное отношение от мотора к генератору 1 к 2,4;
- максимальная сила тока отдачи составляет 55 А;
- регулируемое напряжение 14,1 В с погрешностью 0,5 В в большую или меньшую сторону.
За контроль работы устройства отвечает специальная лампочка, выведенная на приборную панель в салоне автомобиля. Она загорается, когда включается зажигание, и гаснет после запуска двигателя. Но при условии, что лампочка продолжает светиться, это указывает на наличие проблем в узле.
Конструктивно генератор состоит из:
- шкива;
- шайбы;
- передней крышки;
- дистанционного кольца;
- ротора;
- статора;
- задней крышки;
- кожуха;
- выпрямительного блока с конденсатором;
- щёткодержателя с регулятором напряжения.
Также с генератором соединён приводной ремень.
Признаки слабо натянутого ремня
Если говорить про штатный расходник, то ресурс ремня, устанавливаемого с завода, составляет около 15 тысяч километров. Именно с таким интервалом производитель рекомендует менять эту деталь.
С определённой периодичностью следует проверять визуально состояние элемента. Если появились признаки отслаивания, разрывов и трещин, тогда ремень подлежит обязательной и немедленной замене. Иначе может произойти обрыв во время движения. А это крайне нежелательное явление.
Что же касается того, какой должен быть правильная натяжка ремня генератора, то тут следует ориентироваться на само генерирующее устройство. Натяжение нужно делать средним, то есть не слишком сильным, но и не слабым.
Оптимальным параметром для генератора 37.3701 считается прогиб 10-15 мм при нажатии с усилием 10 кг. Для генератора 9402.3701 этот показатель составляет 6-10 мм при аналогичном усилии.
Как выполнить натяжение
Важно учитывать, что на семейство ВАЗ 2113-2115 устанавливаются разные моторы. От этого зависит и особенность проведения процедуры натяжки.
Для начала о том, как натянуть ремень генератора на автомобиле ВАЗ 2115 с двигателем объёмом 1,5 литра. Последовательность действий такая:
- ослабьте натяжение верхнего и нижнего крепежа генератора;
- отрегулируйте натяжку ремня, используя регулировочный винт;
- при вращении винта по часовой стрелке, ремень натягивается;
- при вращении в противоположную сторону, натяжение ослабевает;
- добившись нужного уровня, затяните крепления генерирующего устройства;
- проверьте степень натяжения.
В случае с мотором объёмом 1,6 литра процедура отличается.
Здесь нужно сделать следующее:
- ослабить два крепления генератора;
- взять ломик или монтажную лопатку;
- сдвинуть с его помощью генератор от мотора, уперевшись инструментом в блок цилиндров;
- если натяжение слабое, смещать генератор нужно от мотора;
- когда натяжение слишком сильное, двигать следует в сторону двигателя;
- закрутите крепления и проверьте уровень натяжения.
Если регулировка ремня не дала ожидаемого результата, проблема может крыться в самом генераторе, либо в проводке.
Натягивать растянутый расходник, который имеет признаки износа, нет смысла. Тут самым правильным решением будет его замена.
Как заменить генераторный ремень
Чтобы снять и заменить элемент, необходимо:
- ослабить крепление генератора;
- ослабить гайку крепления натяжителя;
- снять натяжение ремня, используя регулировочный винт или монтажную лопатку;
- запомнить особенности расположения детали;
- стянуть элемент со шкивов;
- взять новый аналогичный ремень;
- установить в обратной последовательности;
- затянуть крепления генератора и натяжителя;
- при необходимости выполнить подтяжку детали.
Убедитесь, что ремень имеет достаточное натяжение после замены. Для этого ориентируйтесь на параметры, приведённые выше для разных типов двигателей на ВАЗ 2115.
Симптомы и причины неисправностей генератора
Для ремонта нужно заранее узнать, какие подшипники изначально стоят на генераторе модели ВАЗ 2115, подобрать ремкомплект, определить характер неисправностей.
Подшипники подбирают исходя из параметров и модели используемого генерирующего устройства. То же самое касается и других компонентов, которые могут быть заменены в процессе ремонта.
Но прежде чем будет выполнена замена диодного моста генератора или других компонентов, сначала нужно убедиться, что проблемы на ВАЗ 2115 связаны именно с этим узлом.
Здесь обращайте внимание на основные причины и симптомы неисправностей.
- Обрыв проводки. Для диагностики потребуется мультиметр. Проверьте нулевой провод на наличие возможных обрывов и визуальных повреждений.
- Сгорание предохранителя. Его потребуется извлечь из блока предохранителей, проверить и при необходимости заменить.
- Обрыв участка цепи. Речь идёт об участке, который соединяет блок предохранителей и выключатель зажигания. Проверке подвергаются все провода.
- Выход из строя индикатора. Это индикатор на приборной панели. Его нужно будет заменить.
- Окисление контактных колец и залипание щёток. Кольца можно очистить, а щётки заменить.
- Повреждение регулятора напряжения. Только замена. Ремонт невозможен.
- Замыкание плюсовых вентилей. Нужно демонтировать устройство и заменить на нём выпрямительный блок.
- Выход из строя диодного моста. Элемент только под замену.
- Замыкание или обрыв обмотки статора. Нужна замена статора.
Довольно часто можно наблюдать картину, когда после запуска двигателя на приборной панели всё равно продолжает гореть индикатор батареи. Здесь наиболее вероятной причиной является поломка регулятора напряжения. Этот компонент подлежит замене.
Вообще вся суть ремонта сводится к тому, чтобы поменять проблемные и вышедшие из строя элементы генератора.
Диагностика состояния
Поскольку замена генератора на автомобилях ВАЗ 2115 является не единственным способом решить проблему с этим узлом, логично будет сначала проверить состояние оборудования.
Только если диагностика покажет наличие неисправностей, тогда можно приступать к ремонту, либо в сборе устанавливать новый генератор.
Предварительно изучается схема штатного генератора на ВАЗ 2115, его устройство и основные параметры. Вообще схема подключения здесь не самая сложная. Поэтому почти каждый владелец ВАЗ 2115, столкнувшись с неисправностями генератора, может решить вопрос.
Для диагностики необходимо сделать следующее:
- Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Включить всё оборудование, которое водитель использует во время поездок. Это печка, аудиосистема, обогрев стекла, фары и так далее.
- Взять мультиметр, перевести в режим вольтметра и подключить к АКБ. Помощник должен давить на педаль газа, поднимая обороты до 3200 об/мин. Если на мультиметре показаны значения не менее 13 В, тогда генератор исправен.
- При напряжении ниже 13 В высока вероятность, что ремень износился или плохо натянут, есть проблемы в электроцепи. Также это может указывать на износ щёточного узла и поломку регулятора напряжения.
- Теперь нужно отключить всех потребителей на машине и снова проверить напряжение, поддерживая те же обороты. Исправный генератор будет показывать до 14,7 В.
Проверка покажет, нужно ли вмешиваться в генераторный узел. В некоторых случаях проще и легче сразу заменить устройство. В других ситуациях владельцы пятнадцатой модели предпочитают провести ремонт агрегата.
Снятие и разборка генератора
Начнём с того, как выполняется снятие генератора на автомобиле ВАЗ 2115. Тут требуется сделать следующее:
- выключите зажигание;
- снимите минусовую клемму с АКБ;
- уберите защиту двигателя;
- ослабьте натяжение ремня и снимите его;
- отключите все провода от генератора;
- открутите натяжной болт;
- демонтируйте гайку верхнего крепления генератора;
- снимите планку натяжения;
- открутите нижнее крепление генератора;
- снимите дистанционную втулку;
- снимите генератор вниз, убрав перед этим крепёжный болт.
Если далее планируется разборка, здесь следует вооружиться паяльником, мультиметром и ключом на 7. Лучше всего со снятым устройством работать, используя верстак с тисками.
Для разборки требуется соблюдать такую последовательность:
- снимите защитный задний кожух, отжав защёлки на задней крышке;
- открутите винты крепления щёткодержателя, который идёт в сборе с регулятором напряжения;
- снимите щёткодержатель;
- открутите крепёжные винты 3 выводом обмоток статора;
- теперь демонтируйте диодный мост вместе с конденсатором;
- выкрутите 4 стяжных болта и снимите заднюю генераторную крышку вместе с обмоткой статора;
- ротор при этом остаётся под передней крышкой;
- отсоедините обмотку статора от задней крышки;
- зажмите в тисках ротор с передней крышкой, ухватившись за шкив;
- открутите крепёжную гайку шкива;
- снимите его с ротора;
- далее удалите переднюю крышку, а также дистанционное кольцо.
На этом демонтаж и разборка считаются завершёнными. Учтите, что при обратной сборке очень важно не забыть вернуть дистанционное кольцо на место.
Путём визуальной проверки и диагностики с помощью мультиметра, проверьте целостность и работоспособность компонентов генератора.
Элементы, которые вышли из строя, следует заменить. В некоторых случаях придётся воспользоваться паяльником, чтобы отсоединить контакты и снова их залудить. Здесь потребуются определённые навыки.
После разборки не лишним будет обработать все места соединения с помощью средства WD40. Это упростит обратную сборку.
Если не хотите рисковать, либо не уверены в собственных силах, то можно отдать генератор в ремонт профильным специалистам, либо просто поставить новое устройство на свой ВАЗ 2115. Выбор за вами.
Кто является владельцем ВАЗ 2115? Ваши общие впечатления об автомобиле? Приходилось ли менять ремень генератора или сам генератор? Какие трудности при этом возникали?
За свою цену вполне неплохой автомобиль, меняли генератор ещё давно, после замены проблем с ним больше не возникало.
Скоро и пятнашка перейдет в разряд классики. Ничего такая машина для своего времени. Пользовалась большим спросом. Да и до сих пор остается довольно актуальной.
Может не самый лучший проект в истории АвтоВАЗа, но своя особенность и изюминка у 2115 есть. У меня такая машина была в молодости. На ней учился ездить и обслуживать. Ремень менял. Ничего сложного. А вот с генератором не сталкивался.
Буквально на днях менял щетки и диодный мост. Хотя понимаю, что на долгое время этого не хватит. Просто возможности купить новый генератор не было. А брать бу вообще смысла не вижу.
На самом деле довольно простая в плане сервиса машина. Обслуживать очень легко. Ремонтировать тоже не особо сложно. Так что это отличный выбор для практики и наработки навыков. У меня 2114 была. Очень доволен ей. Свой ресурс отработала на 100%.