Сколько служит АКБ автомобиля и от чего это зависит

Многие автомобилисты, приобретая новый аккумулятор, полагаются «на авось», и если батарея не оправдала ожиданий, списывают всё на случай. Мол, не повезло, предыдущая АКБ была более удачной моделью. А можно ли оценить срок службы конкретного изделия, хотя бы приблизительно?

Да, такая возможность есть, усреднённые цифры в интернете найти можно. Но нужно помнить, что на практике в дело вступает немалое количество факторов, каждый из которых вносит свою лепту в эксплуатационный ресурс аккумулятора.

Сколько служит АКБ автомобиля и от чего это зависит

Что влияет на длительность службы автомобильной батареи

Поскольку на сегодня большинство используемых аккумуляторов всё ещё составляют батареи кислотно-свинцового типа, рассмотрим факторы, определяющие срок их службы (впрочем, многие из них характерны и для других современных типов АКБ):

Качество изготовления

Чем известнее бренд, тем, как правило, больше гарантийный срок. А если гарантия от производителя составляет 2-4 года, то на практике такой аккумулятор прослужит примерно вдове дольше. Соответственно, недорогие китайские и отечественные батареи имеет гарантию 6-12 месяцев, и срок их службы составляет максимум 3 года.

Температурный режим

Если машина зимой простаивает, а аккумулятор хранится вне её и вовремя обслуживается – можно говорить, что его ресурс будет гораздо большим. И наоборот, активная зимняя езда не способствует продлению срока службы, особенно в условиях совершения кратковременных поездок, что довольно характерно для города;

Исполнение батареи

Сколько должен служить аккумулятор автомобиля, зависит и от того, является он неразборным или имеет разборное исполнение. Считается, что необслуживаемые АКБ ходят дольше, поскольку они надёжнее именно в силу герметичности корпуса.

Устройство АКБ

Но если следить за обслуживаемой батареей (доливать электролит при необходимости, заряжать, если требуется), то этот постулат будет выглядеть не столь бесспорно – известно множество случаев, когда такие батареи служили дольше необслуживаемых.

Исправность системы зарядки

Регулятор напряжения – прибор не вечный. Если он откажет, это не самое страшное, такая поломка быстро обнаружится и будет устранена без последствий. Но он может работать, но неправильно, то есть пропускать ток заряда больше или меньше номинального значения.

Регулятор напряжения

В первом случае будет иметь место перезаряд аккумулятора, что для гелевых АКБ смерти подобно, во втором случае – недозаряд, что также чревато такой неприятностью, как глубокий разряд – для кислотной батареи достаточно 3-5 таких разрядов, и её можно выбрасывать.

Значение тока утечки

Ток утечки существует всегда, но при исправном и правильно подключённом электрооборудовании он настолько мал, что его можно игнорировать.

Замер тока утечки на АКБ

Но любые неполадки в электрической схеме автомобиля (например, протёртый и закороченный на массу провод) могут привести к тому, что ток утечки возрастает настолько, что способен незаметно, исподволь посадить батарею. Так что если вы заметили, что аккумулятор садится вроде бы без причины, проверьте именно этот параметр, и если он большой – ищите причину.

Городская езда

Если вы – городской житель, не имеет дачи или дальних родственников, работаете в черте своего населённого пункта, то срок действия аккумулятора вашего автомобиля автоматически становится меньше, нежели при невыполнении любого из перечисленных условий. Это – результат того, что ездите вы преимущественно на небольшие расстояния, часто простаиваете в пробках, и в результате аккумулятор просто не успевает восстановить свой заряд. Что можно порекомендовать в таких случаях? Хотя бы раз в неделю осуществлять поездки длительностью не менее 45 минут.

Крепление аккумулятора

Оказывается, даже такая мелочь может привести к преждевременному разряду, так что нужно регулярно следить за тем, плотно ли сидят клеммы на электродах. Регулярная езда по неровным дорогам, тряска, вибрация и резкие повороты способны не только ослабить клеммный узел, но и вывести АКБ из строя.

Крепление для АКБ

Как видим, факторов, влияющих на срок службы аккумулятора автомобиля, предостаточно, и именно поэтому производители указывают только дату изготовления АКБ и срок гарантии, не предоставляя никаких данных относительно того, сколько она прослужит.

Но и это не всё. Ресурс батареи во многом определяется её типом, которых на сегодня используется не менее пяти:

  • свинцово-кислотные;
  • кальциевые;
  • батареи AGM;АКБ AGM
  • гелевые АКБ;Гелевый АКБ
  • гибридные.

Свинцово-кислотный тип – самый распространённый и старый, и в то же время с самым маленьким сроком эксплуатации. При интенсивной эксплуатации такие АКБ уже через полгода теряют существенную часть ёмкости, на что гибридным батареям потребуется чуть больше года, а кальциевым – 18 месяцев.

Но и среди этого типа разброс сроков годности аккумулятора со дня выпуска достаточно велик – от 2 до 5 лет, в зависимости от бренда и условий использования. Крупные бренды сегодня активно перепрофилируются на выпуск более перспективных (и дорогих) типов, но свинцово-кислотные всё ещё входят в их ассортимент. Не стоит ориентироваться на самые дешёвые (читай – китайские) NoName аккумуляторы – с большой долей вероятности они не прослужат и года, до первых морозов.

Свинцово-кислотный тип

Согласно ГОСТу 959-2002 срок службы свинцовых АКБ составляет один год при пробеге до 150000 километров или 2 года при пробеге до 90000 км. Необслуживаемые батареи того же типа должны служить 4 года при пробеге до 100000 км. Согласно этому же документу, срок службы АКБ считается от даты начала эксплуатации до момента падения ёмкости на 40% от начальной.

Гелиевые батареи могут эксплуатироваться до 7, а если повезёт – до 9 лет, но они пока ещё слишком дорогие и имеют ряд других недостатков. Которые, возможно, через несколько лет будут устранены.

Все остальные типы имеют промежуточный срок эксплуатации, от четырёх до семи лет. И тоже не лишены недостатков, что в сочетании с высокой стоимостью сдерживает их массовое распространение.

Срок службы АКБ популярных брендов

Как и в любой другой сфере промышленного производства, в нише автомобильных аккумуляторов имеются свои признанные авторитеты, бренды поскромнее и те, репутация которых невысока.

Согласно отечественной статистике, на российском авторынке наибольшей популярностью пользуются АКБ следующих производителей:

  • Varta;
  • Akom;
  • «Бош»;
  • «Титан»;
  • «Тюмень»;
  • «Зверь».

На всякий случай напомним, что речь идёт об аккумуляторах, приобретаемых для замены старого, статистика по родным батареям, устанавливаемым на заводе, не ведётся.

Когда речь заходит о товаре, произведённом в Германии, на ум приходит только – одно: он без сомнений будет качественным. Аккумуляторы марки Bosh – не исключение, они считаются самыми долговечными, но и достаточно дорогими. Средний срок службы автомобильных аккумуляторов этого бренда – 6-8 лет.

Аккумулятор Bosch

«Варта» — ещё одна популярнейшая немецкая торговая марка, чьи АКБ по качеству и долговечности не уступают бошевским, при этом отличаются более доступными ценниками. Те, кто предпочитает качество по приемлемой цене, в первую очередь присматриваются к продукции Varta, которая в среднем служит столько же – 5-8 лет.

Варта

Среди отечественных брендов можно выделить АО «Аком», которая выпускает популярные АКБ разных торговых марок и типов. Заводская гарантия на эти батареи составляет 12-48 месяцев, в зависимости от серии, типа и ёмкости. Но реальный срок службы намного больше – согласно отзывам автовладельцев, эти автомобильные аккумуляторы в среднем служат 4-6 лет.

АКБ Аком

Южнокорейский бренд Rocket считается одним из крупнейших мировых производителей автомобильных аккумуляторов, неслучайно именно они чаше всего устанавливаются в качестве родных, заводских. Ассортимент АКБ включает малообслуживаемый тип (MF) и необслуживаемые батареи (SMF) с большим разбросом диапазона номинальной ёмкости (24-230 А·ч). Тестирование показало, что, в зависимости от типа и ёмкости, при правильном уходе они служат минимум 4-6 лет, а зачастую и намного больше.

АО «Тюменский аккумуляторный завод» известен тем, что в его ассортименте насчитывается свыше 50 типов аккумуляторов для легкового и грузового автотранспорта ёмкостью 40-230 А·ч.

Сколько лет прослужит автомобильный аккумулятор «Тюмень», зависит от линейки (их у компании 5). Так, для АКБ Premium срок службы превышает 5 лет, для линейки Asia, предназначенной для установки на корейские модели авто – 4-6 лет. Самые недолговечные – батареи «Тайга», они прослужат 3-4 года.

Похожая ситуация с АКБ Titan – здесь время эксплуатации зависит от линейки, их у бренда 6, но в целом эти аккумуляторы считаются достаточно надёжными и редко когда «ходят» менее 5 лет.

Наконец, срок годности для АКБ «Зверь» по теории должен находиться на уровне 5 лет (при трёхлетней гарантии на большинство моделей), но на практике этот показатель меньше, а по отзывам некоторых пользователей – не превышает 2 лет. Но это, скорее, издержки неправильной эксплуатации.

Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора

Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
  • не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
  • во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.всегда выжимайте сцепление

Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.

  • привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
  • зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
  • регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
  • если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;проверяйте уровень электролита
  • если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
  • следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ. А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
  • важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.стартер авто

И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.

Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector