Как и другие автомобильные комплектующие, аккумулятор постепенно изнашивается и утрачивает свои характеристики. Со временем он быстрее разряжается и хуже восстанавливает ёмкость, а рано или поздно его приходится попросту менять новым. Поскольку это приобретение не из дешёвых, водителям может быть интересно узнать, как правильно его эксплуатировать, чтобы продлить период эксплуатации.
Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля
Большинство современных АКБ — кислотного типа и не являются обслуживаемыми, то есть, разбирать их не придётся. Производители закладывают минимальный период службы, равный 3 годам. На практике многие батареи спокойно выхаживают и 5–6 лет. Однако есть факторы, которые этот срок уменьшают:
- Температура эксплуатации. Например, в зимнее время года АКБ сложнее запустить двигатель, поскольку она сама сильно охлаждена. В зимние месяцы лучше воздержаться от частых и коротких поездок, за время которых ёмкость не успевает восстановиться. Однако летняя жара тоже негативно воздействует, из-за чего происходит сульфатация пластин. Сниженная ёмкость будет ощущаться с наступлением холодов.
- Состояние бортовой сети автомобиля. Любая утечка питания приводит к тому, что батарея недополучает необходимый ей заряд. Неправильная работа генератора также вызывает недозаряд АКБ и процесс сульфатации. Некоторые водители дополнительно ставят реле регулятора, чтобы сохранить эксплуатационные качества своей батареи как можно дольше.
- Процессы коррозии и крепление. Следует поддерживать АКБ в чистом состоянии, не допуская пятен и очагов повышенной влажности. Коррозия может преждевременно разрушить корпус изделия. Особое внимание стоит уделить креплению, ведь на ухабах батарея может запросто вылететь из своего посадочного гнезда. Плохо закреплённое изделие может спровоцировать замыкание, если какая-то из клемм окажется плохо зажатой.
Виды и периодичность обслуживания автомобильного аккумулятора
Как и другим бортовым приборам, автомобильной батарее требуется периодическое обслуживание. Если уделять внимание этим вещам, то можно существенно продлить эксплуатационный период. Это позволит увеличить его до 5–6 лет, а в некоторых случаях и более.
Всё начинается с диагностики автомобильного аккумулятора, и эту процедуру водитель вполне способен производить собственными силами. Это обеспечит точное знание того, в каком состоянии находится устройство в любой момент времени. Диагностика подразумевает проверку напряжения на токовыводах при отключенной АКБ и тогда, когда запущен двигатель. Кроме того, водитель должен проводить внешний осмотр батареи на предмет загрязненности и подтекания.
Диагностика подразумевает периодический контроль уровня электролита в устройстве. Все эти операции необходимо выполнять планово, не ожидая момента, пока АКБ станет неисправной или ухудшатся её эксплуатационные свойства. Итак, виды обслуживания предполагают следующие работы:
- тестирование напряжения при помощи нагрузочной вилки или тестера;
- проверка с применением сетевого зарядного приспособления;
- контроль за возможными утечками тока;
- проверка процессов вероятной сульфатации пластин (для обслуживаемых устройств);
- проверка уровня плотности рабочей жидкости в банках.
Основные приборы, которые окажут помощь в диагностике — это вольтметр с вилкой, зарядное устройство, работающее от сети 220 Вольт. Иногда могут потребоваться дистиллированная вода и электролит.
Как выполняется обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками
Техническое обслуживание автомобильной батареи следует начинать с проверки её напряжения. Для этого нам понадобится либо мультиметр, либо вольтметр. Необязательно снимать АКБ, а можно только отбросить её клеммы. Прибор переводят в режим, необходимый для замеров напряжения. Теперь нужно правильно соединить щупы: красного цвета идёт на плюс, а чёрный – на отрицательную клемму.
В случае если показатель напряжения будет составлять менее 12 вольт, аккумулятор стоит ставить на подзарядку. Излишние или частые разряды для большинства АКБ губителен. Кроме того, они сократят срок его службы и увеличат процессы сульфатации. В таком случае прежнюю ёмкость восстановить более не удастся.
Ещё одним этапом обслуживания аккумуляторов своими руками является проверка напряжения в бортовой сети. Этот замер выполняется тем же прибором, но в данном случае тестируют напряжение на заведённом двигателе. Желательно включить несколько потребителей тока во время замеров. Показатель напряжения должен составлять от 13 до 14,4 Вольт. Если значение будет другим, то необходимо искать утечку тока на одном из электроприборов.
Не снимая батарею, можно выполнить контроль уровня электролита. Для этого понадобится выкрутить банки, в которых находится рабочая жидкость. Чтобы замерить уровень, нужно взять стеклянную трубку или корпус прозрачной шариковой ручки. Теперь опускаем её в каждую банку и вытягиваем обратно. Остаток жидкости должен быть примерно от 1 до 1,5 сантиметра. Можно провести проверку и на глаз, убедившись, что рабочая жидкость как минимум покрывает пластины сверху.
Периодически обязательно выполнять визуальный контроль внешнего состояния аккумулятора. Корпус следует содержать в чистоте и удалять любые наружные загрязнения, это могут быть обычная грязь, смазка, остатки электролита. Чтобы нейтрализовать загрязнения, достаточно корпус протирать раствором пищевой соды. Грязный корпус приводит к усилению процессов саморазряда. Поэтому обслуживание авто включает в себя поддержание его в чистом состоянии.
Теперь можно переходить к зарядке при помощи сетевого ЗУ. Если машину эксплуатируют регулярно, то генератор восстановит затраченную ёмкость. В любом случае рекомендуется раз в 3 месяца выполнять зарядку, используя для этого зарядное устройство. Делается это для того, чтобы восстановить ёмкость до максимума. Заряжать можно в разных режимах, в зависимости от того, сколько есть свободного времени до поездки. Особенно важно это после глубоких разрядов и коротких поездок.
На следующем этапе нужно проверить плотность электролита, а при необходимости откорректировать её. Лучше делать это именно после глубокой зарядки. Считается, что нормальное значение составляет от 1,27 до 1,3 г/см³. Для этого понадобится прибор, называемый ареометром, а также некоторое количество готового электролита. Плотность связана с напряжением под нагрузкой и без неё, а также с условиями эксплуатации. Если показатель ниже положенного, то старый электролит нужно заменять новым.
Теперь можно провести тест нагрузочной вилкой. Этот прибор поможет оценить характеристики автомобильной батареи. Он имитирует нагрузку, которая возникает в момент запуска мотора. При помощи такой вилки удаётся оценить не только напряжение, но и внутренне сопротивление, а также в каком состоянии находятся клеммы.
Не менее важно проверить ток на утечку, иначе аккумулятор будет изнашиваться быстрее отпущенного ему срока. Даже если он полностью исправен, утечка будет постоянно разряжать его и мешать нормальному восстановлению. Чтобы выполнить эту процедуру, нам потребуется мультиметр. Основными причинами утечки обычно выступают грязные или окисленные контакты, неправильное подключение приборов, нарушения изоляции и пр. Мультиметр переводится в режим для измерения тока, после чего снимаются полученные показатели. Утечка до 70 мА в современных авто считается допустимой. Если значение выше, то нужно разбираться, откуда она идёт, и устранять её.
Ещё одним шагом в обслуживании АКБ являются профилактические работы по десульфатации. Если процессы сульфатации пластин слишком запущены, то профилактика может и не помочь. Для этого необходимо заниматься такими процедурами своевременно. Например, в подобной профилактике могут проводиться несколько полных зарядов и разрядов подряд. Однако такие меры считаются вредными для батарей кальциевого типа.
Своевременное обслуживание автомобильных АКБ способно продлить её эксплуатационный ресурс. Также эти процедуры улучшают технические характеристики, и водитель может рассчитывать, что изделие прослужит ему верой и правдой минимум 5 лет.