Основа пластин любого автомобильного аккумулятора свинцово-кислотного типа – это свинец. Это достаточно тяжёлый металл, относящийся к категории цветных, и стоит он на вторичном рынке немало. Именно поэтому в каждом городе можно найти объявления тех, кто принимает такие батареи на переработку. А можно ли самому добыть из АКБ свинец? Ведь масса у автомобильного аккумулятора немалая, даже если исключить вес электролита. Можно ли на отслужившей батарее хоть что-то заработать?
Как и для чего извлекают аккумуляторный свинец
Давайте пока оставим рассмотрение возможности сдачи извлечённых пластин в пункт приёма цветных металлов. Можно ли найти свинцу домашнее применение? Если вы рыбак или охотник, то да, безусловно. Из этого металла делают грузила и мормышки, отливать их совсем не трудно, достаточно иметь соответствующую форму, купленную или изготовленную самостоятельно. Другое дело, что сам процесс извлечения свинца является мероприятием достаточно опасным, ведь вам придётся иметь дело с раствором серной кислоты, да и сам свинец совсем не безопасен.
Если сдать батарею на переработку, то он по цепочке приёмщиков в итоге попадёт на перерабатывающее предприятие, где этот процесс почти полностью автоматизирован.
Чаще всего дальнейшая судьба свинца связана с его переплавкой, которая происходит при относительно невысокой температуре – порядка 370°С. Но таким способом удастся извлечь не более 20% чистого металла. Для отделения свинца в оставшейся массе от примесей и загрязнителей потребуются совсем иные, дорогостоящие технологии.
Сколько кг свинца содержится в различных типах автомобильных аккумуляторов
Если принять за аксиому факт, что наиболее распространённым типом АКБ является батарея ёмкостью 55 А/час, то вот вам информация к размышлению: в среднем такой источник питания весит порядка 15 кг., при этом независимо от ёмкости удельное содержание свинца относительно веса батареи составляет от 60 до 70 процентов.
Нетрудно посчитать, сколько чистого свинца содержится в таком 55-амперном аккумуляторе. И просто сдать в утиль такое количество цветного металла – какая в этом польза?
Впрочем, многие автомобилисты с нашим утверждением будут несогласны, поэтому имеет смысл привести таблицу с указанием количества свинца, содержащегося в аккумуляторных батареях разной ёмкости:
Ёмкость, А/час | Общий вес батареи, кг. | Вес пластин, кг. | Масса чистого свинца, кг. |
55 | 15 | 10,5 | 3 |
60 | 17 | 12 | 3,5 |
75 | 22 | 15,5 | 4,5 |
90 | 27 | 19 | 5,5 |
190 | 43 | 30 | 8,6 |
Прослеживается четкая зависимость: чем больше ампер у аккумулятора, тем больше килограмм свинца в соединениях и чистом виде.
Самостоятельное получение свинца
Если учесть, что отслужившие своё аккумуляторы принимаются по цене 60-80 руб/кг (при слитом электролите), имеет смысл попытаться извлечь металл самостоятельно, ведь стоимость при этом может удвоиться.
Для этого аккумуляторную батарею нужно разобрать, и это далеко не безопасная процедура. Дело в том, что в АКБ содержится электролит, являющийся агрессивной жидкостью, способной при попадании на кожу привести к серьёзным ожогам. Поэтому так важно соблюсти правила безопасности при работе с такими жидкостями, то есть работать в резиновых перчатках и обеспечить защиту лица от случайного попадания капель раствора серной кислоты.
Рассмотрим пошагово, как разобрать старую батарею:
- аккуратно, соблюдая все меры предосторожности, сливаем электролит из банок в заранее подготовленную ёмкость, стойкую к воздействию кислоты. В дальнейшем его предстоит безопасным образом утилизировать;
- разрезаем пластиковый корпус АКБ;
- извлекаем пластины, отделяем их от крышки.
- теперь и пластины, и контактную группу следует тщательнейшим образом очистить от соли (сульфата свинца);
- поскольку в помещении заниматься выплавкой свинца категорически запрещено, разводим в безопасном месте костёр и обкладываем источник огня кирпичами – это нужно для достижения высокой температуры;
- устанавливаем на металлические стойки старый казан, желательно чугунный;
- выкладываем извлечённые контакты и пластины в казан;
- поскольку температура плавления свинца относительно невысокая, достаточно быстро он расплавится, а большая часть примесей должна выгореть;
- остаётся перелить свинец в жидком виде в другую ёмкость.
Все описанные операции следует выполнять в респираторе и специальных рукавицах.
Кому интересно, расскажем о промышленной переработке аккумуляторных пластин. Их плавят в специальной печи, корпус разрезанной батареи тоже дробят для последующей утилизации. Если на костре мы очищаем свинец от примесей весьма некачественно, то специализированные промышленные предприятия подходят к этому основательно, поскольку задача нейтрализации загрязнителей, которые невозможно использовать повторно, задача нетривиальная.
Ещё раз отметим, что всё, что можно использовать повторно, не выбрасывается. Электролит здесь сливают в специальные ёмкости, откуда он поступает на переработку (отделение воды от серной кислоты, очистка от примесей). Свинец перед отправкой в плавильную печь также дробится, это уменьшает время, необходимое для расплавления металла.
Насколько целесообразно выплавлять свинец из пластин самостоятельно
Средний возраст аккумуляторной батареи – 3-6 лет. Именно с такой частотой автовладельцам приходится их менять. Понятно, что если бы мы меняли АКБ ежемесячно, можно было бы как-то упорядочить и немного автоматизировать процесс их самостоятельной переработки, но имеем, что имеем. Из представленной таблицы нетрудно сделать вывод, что за 55-60-амперный аккумулятор много выручить не удастся. При этом нужно учесть, что сам процесс разборки и выплавки свинца из пластин небезопасен и трудоёмок.
Так что лучше всего этим не заморачиваться и просто сдать отработавшую своё батарею в ближайший пункт приёма – там вам будут рады.
Многие не утруждают себя даже этим, предпочитая просто выбросить батарею. Делать это категорически не рекомендуется: в состав автомобильного аккумулятора входит немало вредных веществ, которые могут нанести существенный вред окружающей природе и опосредованно – нам, людям. Это соли свинца (сульфиды, сульфаты), серная кислота, диоксид свинца, сурьма, практически не разлагающиеся поливинилхлорид и полипропилен.
Кстати, совсем не обязательно искать специализированный приёмный пункт: старые батареи охотно принимают практически в любом магазине, торгующем запчастями, в том числе автомобильными аккумуляторами.
Вывод
С финансовой точки зрения заниматься разборкой и переплавкой пластин вряд ли выгодно – зачастую даже поездка в пункт приёма, расположенный далеко, обойдётся вам дороже полученных денег. Но если у вас имеются собственные планы на свинец, то почему бы и нет? Этот металл в хозяйстве лишним не будет