Lada Kalina — это популярный отечественный автомобиль, который уже сняли с производства. Но модель при этом остаётся востребованной на вторичном рынке.
Большое количество работ по ремонту и обслуживанию владельцы Калины предпочитают проводить своими руками. Это не так сложно. К числу задач, которые можно выполнить самостоятельно, справедливо относят замену приводного ремня генератора, его натяжку, а также замену самого генератора. Постараемся пошагово объяснить нюансы всех этих процессов в статье.
Когда требуется замена ремня
Под влиянием тех или иных факторов, приводной ремень может износиться и деформироваться раньше положенного срока. Поэтому контроль состояния нужен обязательно.
Следите за появлением таких признаков:
- свист или посторонний шум при запуске двигателя;
- нестабильная работа электрооборудования в машине;
- мигающий свет фар;
- трещины на рабочей дорожке ремня;
- расслоение изделия;
- образование других дефектов.
Выбор расходников
При выборе расходников для замены ориентируйтесь на следующие рекомендации.
- Мотор без натяжителя и штатного кондиционера. Требуется ремень длиной ровно 823 мм. С завода ставили Gates с артикулом 6PK823. Но его не продают в магазинах. Зато можно взять Gates 6PK823SF.
- Двигатель с ременным натяжителем и без кондиционера. Здесь подойдут ремни длиной 882-884 мм. Штатный элемент — это Gates 6PK882. Но его можно заменить на изделия от Dayco, Finwhale и пр.
- Мотор (11183) со штатным кондиционером и натяжителем. Здесь длина ремня составляет ровно 1018 мм. Заводской расходник — это Gates 6PK1018. Но есть и хорошие аналоги от Continental или же фирмы Dayco.
- 16-клапанный ДВС (21127) с натяжителем и заводским кондиционером. У этого двигателя для работы генератора используется штатный ремень Gates 6PK995 длиной 995 мм.
Что же касается ролика натяжителя, то тут проблем с подбором детали для замены нет. На все моторы устанавливается одинаковый ролик с идентичным для всех ДВС артикулом 2123-1041056.
Пошаговая инструкция по замене ремня
Учтите, что пошаговая инструкция по замене ремня генератора на автомобиле Лада Калина 8 клапанов будет отличаться от 16-клапанного ДВС.
В связи с этим, для каждого варианта двигателя, количества клапанов и дополнительного оборудования, которое работает от приводного ремня, предусмотрена своя отдельная инструкция.
8-клапанные ДВС без натяжителя
Чтобы заменить ремень, сделайте следующее:
- открутите болт нижней фиксации генератора на 2-3 оборота;
- открутите верхнюю крепёжную гайку, подтолкните отвёрткой болт и вытащите;
- генератор опустите вниз, чтобы проушина прошла сквозь зазор между имеющимся телевизором и радиатором;
- снимите старый ремень;
- натяните новый;
- если вручную это сделать не получается, помогите себя отвёрткой;
- приподнимите генератор, чтобы ремень натянулся;
- вставьте верхний крепёжный болт и прочно затяните гайку фиксации;
- затем верните на место болт нижнего крепления.
Остаётся лишь проверить работоспособность узла с новым установленным расходником.
8-клапанный ДВС с натяжителем
Работа более сложная. Заранее подготовьте набор инструментов и расходных материалов, состоящий из:
- обычных или накидных ключей на 13, 17 и 19;
- головки с трещоткой на 8;
- отвёртки с тонким и плоским жалом;
- тонкой иголки;
- ветоши;
- уайт спирита;
- кисти и ёмкости для промывания;
- смазки для подшипника ШРУСов.
На автомобилях Lada Kalina применяют механический натяжитель, если говорить про генератор. А на ГРМ это гидронатяжитель.
Меняя приводной ремень, параллельно проверьте состояние ролика. Его можно смазать для профилактики, либо заменить, если имеются признаки сильного износа.
Сама процедура замены состоит из таких этапов:
- ослабьте крепление ролика, где используется обратная резьба;
- отвёрткой подденьте заглушку из пластика, установленную на ролик и снимите;
- открутите на 3-4 оборота гайку, которая находится непосредственно на стержне натяжителя;
- ослабьте натяжку ремня, вращая стержневую гайку в направлении часовой стрелки;
- крутите гайку до того момента, пока стержень не начнёт свободно смещаться в рамках своего посадочного места;
- открутите болт с боку концевика стержня (около натяжного ролика);
- теперь сам натяжитель снимите и уберите пока в сторону;
- преодолевая сопротивление, начинайте стягивать ремень со шкива генератора;
- далее уберите его со шкива коленвала и вытащите;
- с помощью иглы подденьте, а затем снимите крышки с подшипника;
- промойте подшипник с помощью уайт спирита (можно заменить на бензин);
- соберите все компоненты и установите новый, либо старый ролик;
- замените ремень, начиная натяжку с коленвала, а затем натяните на сам генераторный шкив;
- верните на место натяжитель;
- вращая гайку против часовой стрелки, подтяните ремень;
- затяните гайку так, чтобы ремень при надавливании рукой лишь немного продавливался;
- подтяните стопорную гайку стержня натяжителя;
- проверьте узел на предмет работоспособности.
Установка ремня на 16-клапанных ДВС
Из инструментов подготовьте:
- головку под звёздочку на 11 мм или торкс Е14;
- пару домкратов;
- головку или ключ на 17;
- головку и трещотку на 8.
Пошагово процедура выглядит следующим образом:
- поднимите машину с помощью домкрата;
- снимите правое колесо, подкрылок, а также пыльник опоры;
- поставьте под дно предохранительную опору, чтобы машина не рухнула;
- демонтируйте защитный экран, расположенный под ДВС;
- приподнимите вторым домкратом двигатель, уперевшись в картер (установите проставку из доски);
- открутите 2 болта, которые крепят опору мотора к кронштейну;
- открутите 3 болта крепления опоры и лонжеронов;
- ослабьте натяжку ремня, открутив гайку фиксации;
- вращая гайку под ключ на 8 (по часовой стрелке), добейтесь ослабления ремня;
- теперь стащите ремень и через снятую опору установите новый расходник;
- дополнительно можно смазать натяжной ролик, либо заменить его, в зависимости от состояния;
- натяните ремень, двигаясь ключом на 8 против часовой стрелки;
- натяжение зафиксируйте с помощью гайки на 19;
- верните на места все демонтированные компоненты;
- запустите мотор и проверьте, как работает привод теперь, включив максимум потребителей;
- если появляется свист, тогда ремень нужно ещё немного подтянуть;
- при работающем ДВС ослабьте фиксатор, а затем подтягивайте стержень натяжителя до того момента, пока свист не уйдёт;
- полностью затяните фиксирующую натяг гайку.
Осталось лишь установить все детали, снять машину с домкрата и проверить её в реальных условиях эксплуатации.
Как подтянуть ремень
Сначала убедитесь, что натяжка действительно не соответствует требованиям. Для этого нужно:
- нажать на ветвь ремня пальцами;
- с помощью линейки измерить прогиб;
- если удаётся прогнуть ремешок более чем на 10 мм, тогда нужна натяжка.
Для более точных замеров используют динамометр. С его помощью прикладывается усилие в 10 рук. Если при этом отклонение прогиба будет более 15 мм, без подтяжки не обойтись.
Чтобы зря не тратить время на натяжку, сначала убедитесь, что ремень находится в хорошем состоянии и пригоден к дальнейшей эксплуатации. В противном случае сразу его меняйте.
Если проверка показывает, что натяжение слабое, а деталь в хорошем состоянии, тогда нужно будет сделать следующее:
- очистить гайку натяжителя с помощью металлической щётки и средства WD40;
- подготовить ключи на 8 и 19;
- подобраться к натяжной планке;
- открутить контргайку;
- если мешает бачок омывателя, просто снимите его;
- ключом ухватиться на болт натяжителя;
- вращать ключ до момента увеличения натяжки;
- закрутить контргайку, зафиксировав натяг.
Остаётся лишь проверить на практике, достаточно ли натянут ремень и ушли ли все признаки неполадок после проведённой процедуры.
Замена ролика
Чтобы заменить натяжной ролик, требуется выполнить такие манипуляции:
- подготовить набор ключей и плоскую отвёртку;
- ослабить натяжение приводного генераторного ремня;
- с помощью плоской отвёртки поддеть защитный колпачок на ролике;
- открутить крепёжный болт, который удерживает элемент на кронштейне;
- снять втулку и шайбу с изношенного элемента;
- установить детали на новый ролик;
- поставить всю конструкцию на место;
- затянуть крепёжный болт;
- подтянуть ремень и запустить мотор для проверки работоспособности.
Если всё сделано верно, а источником шума действительно был старый изношенный ролик, тогда после замены никаких проблем и звуков появляться не должно.
Как снять и заменить генератор
Процедура достаточно простая, в отличие от разборки и ремонта. Здесь потребуется сделать следующее:
- ослабить натяжитель и снять ремень;
- отключить штекер с клеммами от генератора;
- открутить верхнюю крепёжную гайку узла;
- вытащить болт;
- ту же самую процедуру повторить с нижним креплением генератора;
- извлечь генерирующее устройство из подкапотного пространства;
- взять новый генератор и установить его в обратной последовательности.
Ремонт генератора
Первым делом выполните следующие манипуляции:
- снимите генератор с машины, как это было показано в инструкции выше;
- с помощью шуруповёрта зацепите наконечники проводов статора;
- слегка вытащите их из пружин установленного диодного моста;
- открутите крепёжные болты, соединяющие диодный мост;
- выкрутите соединительный болт;
- проверьте состояние заднего подшипника, вращая внешнее кольцо;
- если при вращении нет шума и скрежета, а также отсутствует люфт, то подшипник в хорошем состоянии;
- в иной ситуации подшипник следует выпрессовать и заменить;
- теперь снимите кронштейн генератора, который также создаёт много проблем владельцам Лады Калины;
- подцепите статор и вытащите устройство из обшивки;
- в кронштейне также есть подшипник, состояние которого нужно оценить;
- если есть признаки неисправности, подшипник идёт под замену;
- передний подшипник генератора располагается в кожухе (обшивке);
- вообще АвтоВАЗ не советует его демонтировать, но лучше это сделать.
Чтобы снять подшипник, потребуется демонтировать шкив, а также дистанционное кольцо. Затем резиновым молотком выбивается ротор, а фронтальная часть генератора зажимается с помощью тисков. В таком положении будет проще выбить старый подшипник, а затем через оправку подходящего диаметра вбить новую деталь. Не забудьте добавить смазку при этом.
Ещё одна популярная неисправность на генераторах Лада Калина — это изношенные щётки.
Первым делом разберите генератор, снимите щётки и оцените их текущее состояние. Хотя осмотр можно провести даже без снятия генератора с автомобиля.
Пошагово процесс выглядит следующим образом:
- снимите минусовую клемму с АКБ;
- уберите защитную крышку с генератора;
- извлеките питающий штекер с помощью плоской отвёртки;
- следите, чтобы пайка регулятора напряжения не была нарушена;
- открутите болты и снимите регулятор напряжения вместе с щётками;
- если высота щёток составляет менее 5 мм, они изношены;
- установите новые щётки в комплекте с регулятором напряжения.
Как вы понимаете, менять щётки отдельно от регулятора нельзя. Замена выполняется в сборе. Но всё равно это выходит значительно дешевле, нежели покупка нового генерирующего устройства.
Остаётся лишь собрать восстановленный генератор и выполнить подключение. Поскольку схеме подключения генератора на автомобилях Лада Калина во многом идентичная, здесь особых сложностей возникать не должно. Действуйте в последовательности, обратной демонтажу.
После всего этого проверьте, насколько стабильно работает автомобиль с восстановленным генерирующим устройством. Если есть нарекания на качество функционирования, бортовая сеть ведёт себя нестабильно, либо появляются признаки короткого замыкания, старый генератор снимите и поставьте новый агрегат. Это будет самым правильным решением.
Кому приходилось менять ремень, ролик или генератор на Lada Kalina? С какими сложностями столкнулись? Стоит ли ремонтировать генератор? Или лучше сразу купить и поставить новый?
Может, конечно, и стоило попробовать отремонтировать, но я решил не мучиться со старым генератором, а купить новый.
С учетом что интервал замены 30 тысяч, думаю многие меняли ремень. Огорчает лишь, что процедура довольно сложная. На многих авто все гораздо проще. Минимум демонтажных работ. Иногда и вовсе достаточно скинуть клемму с АКБ и открутить болт натяжки, стянуть ремень, надеть и подтянуть.
Лада Калина — легенда российского автопрома. Не самая удачная машина. Но их бы не ездило так много, если бы не было каких-то преимуществ. Одна из них цена. Да и в обслуживании простая. У меня, когда была Калина, я почти все делал сам. И ремень с роликами менял в том числе.
Я категорически против ремонта генератора. Я так понимаю производителем вообще не предусматривается его восстановление. Рассчитан на весь срок службы авто. Но наши люди с этим не согласны. Не знаю. Как мой генератор приехал, я даже не пытался туда лезть. Сразу взял новый.
Ну на 16-клапанник менять довольно проблематично. Плюс эта необходимость снимать опору. Короче так себе задачка. Но справиться можно и своими руками. Я это успешно делал. Не без помощи напарника. Но это скорее ради того, чтобы не было так скучно и одиноко.